Перепады температур, вырезанные сцены и жёны кинематографистов: как снимали легендарных «Девчат»
В 1962 году на советские экраны вышла комедия «Девчата», которая до сих пор интересна многим жителям бывшего СССР. Обычные люди полюбили картину сразу и вскоре после премьеры разобрали на цитаты.
Однако советскому руководству фильм не понравился. Оно посчитало, что лента слишком бытовая, да и мелковата для масштабов страны.
Не согласились с этой точкой зрения не только простые зрители, но и зарубежные критики. Почетными дипломами «Девчат» отметили на Каннском и Эдинбургом кинофестивалях. А в Мар-дель-Плата, что в Аргентине, актриса Надежда Румянцева, сыгравшая роль Тоси, удостоилась приза «За лучшее исполнение женской роли».
Иностранная пресса тоже была восхищена работой артистки. В своих материалах журналисты называли Румянцеву «Чарли Чаплином в юбке» и «русской Джульеттой Мазиной».
Как снимали легендарных «Девчат» - в материале 5-tv.ru.
Кастинг, который устроил только зрителей
В основу фильма легла одноименная повесть Бориса Бедного, писателя и профессионального лесоплавщика. История понравилась режиссеру картины Юрию Чулюкину, поэтому он поручил автору первоисточника переделать повесть в сценарий.
Первые трудности у кинематографистов начались еще на этапе проб. На роль главной героини претендовали сразу несколько актрис, в том числе и жена Чулюкина, красавица Наталья Кустинская.
Ей очень хотелось сыграть Тосю, поэтому она активно готовилась: меняла походку, делала свою внешность более милой и забавной за счет нарисованных веснушек. Однако худсовет Кустинскую не одобрил, посчитав ее слишком яркой для данного образа.
Режиссер картины не решился сказать своей супруге правду сразу. В результате разразился скандал, так как Наталья узнала обо всем, уже когда съемки были в самом разгаре. Чулюкин предложил жене роль Анфисы, но Наталья отказалась.
Красавицу телефонистку Анфису воплотила на экранах Светлана Дружинина. Уже после ее утверждения на роль выяснилось, что Николай Рыбников, сыгравший бригадира лесорубов Илью, хотел сниматься со своей супругой Аллой Ларионовой и видел ее в образе той самой Анфисой. Замену актрис делать не стали. Поэтому отношения между Рыбниковым и Дружининой во время съемок были прохладные.
Сам же артист тоже был утвержден не с первого раза. Изначально роль Ильи отдали Владимиру Трещалову. С этим актером даже проходил подготовительный период перед съемками.
«Мы все к нему привыкли, мы уже репетировали и работали с ним, у нас даже были кинопробы с Владимиром Трещаловым, но случилась поправка. Эту главную роль должен был играть ни много ни мало, как наш герой, с «Высоты» спустившийся», — вспоминала Светлана Дружинина.
Чтобы воплотить лесоруба Рыбников, которого изначально посчитали слишком крупным, в сжатые сроки похудел на 20 килограммов. После этого актера смогли утвердить.
В то время Николай был настоящей кинозвездой. Несмотря на то, что с Надеждой Румянцевой они ровесники, и артистка была далеко не новичком в профессии, играть с менее популярной личностью Рыбников не хотел. Он считал ее «выскочкой» и не понимал, почему режиссер уделяет ей столько внимания.
Поэтому было неудивительно, что такое отношение возмущало Надежду. Между исполнителями двух главных ролей начались постоянные конфликты. В итоге сцены ссор снимались с первого дубля и выходили очень правдоподобными, а вот романтические эпизоды давались актерам намного сложнее, и их приходилось переснимать несколько раз.
У природы нет плохой погоды, а у кинематографистов есть
Создание картины осложнялось еще и погодными условиями. Самой комфортной для работы оказалась локация в Москве. Недалеко от «Мосфильма» возвели декорации поселка, в котором разворачивается действие ленты.
Актеров готовили к съемкам в гримерных студии, а после те за несколько минут добирались до площадки.
Позже группа переехала, так сказать, на натуру, в поселок Яйва в Пермской области, на реальный леспромхоз. Естественно, что это взбудоражило местных жителей, поэтому к площадке потянулись люди со всех ближайших деревень.
Как вспоминал один из очевидцев, тракторист Владимир Васильев, артистам их поклонники просто не давали покоя.
«Гляжу, они даже поесть спокойно не могут. Я вышел. Стою, смотрю, Рыбников тоже выходит из вагончика, где была столовая, на улицу с тарелкой супа в руках и на ходу этот суп прихлебывает. Я к нему подошел, спрашиваю: «Можно вас сфотографировать?». А он: «Послушайте, вы мне пожрать-то дадите? Я в столовой ем, а мне в рот смотрят. Я не могу там есть, вышел оттуда, а вы меня и тут достали», — рассказал Васильев изданию KP.RU.
Не только людское любопытство усложняло работу кинематографистам, но и морозы. Столбик термометра в период съемок в этом регионе опускался от -30 до -40 градусов по Цельсию. Профессиональное оборудование не было рассчитано на такие экстремальные условия и порой отказывалось работать.
«Операторы держат камеры под полушубками, иначе моторы отказывают», — вспоминала Румянцева.
Тяжело приходилось не только технике, но и людям не легко было находиться на таком холоде. Однажды ко рту Рыбникова прилипла алюминиевая ложка. Оторвал он ее вместе с куском кожи.
Вскоре съемочная группа переехала в Тверскую область, где продолжить съемки пришлось уже весной. У актеров и операторов жизнь упростилась, а вот декоратором необходимо было придумать, как показать таежную зиму. Для имитации снега они использовали вату, которую поливали нафталином и покрывали лаком, чтобы все искрилось и выглядело натурально.
Заключительные сцены снимали уже в Ялте. И там группу мучал не лютый мороз, а не выносимая жара. В некоторые дни температура достигала отметки в +30 градусов.
Кондиционеров тогда еще не было, поэтому создать комфортные условия было невозможно. Гримеры практически после каждого дубля вытирали салфетками лицо артистов, покрывающееся потом.
Летом в Ялте нет и характерных для трескучих морозов клубов пара при резком перепаде температур. Но когда герои заходили с зимней улицы в теплое помещение, зритель эти самые клубы видел. Для их создания пришлось прибегнуть к помощи пиротехников.
Они вместе с необходимым оборудованием прятались за дверью и в нужный момент пускали белый газ. Вещество, которое имитировало пар, имело неприятный запах, поэтому актеры иногда непроизвольно морщились.
После «Стоп. Снято»
Но после активной фазы съемок, когда уже ни отношения между артистами, ни погодные условия не могли ни на что повлиять, трудности не заканчивались. Например, режиссеру посоветовали вырезать многие сцены со Светланой Дружининой, чтобы та не перетянула внимание на себя.
Ведь по сравнению с яркой Анфисой образ Тоси мог затеряться. А зритель либо не поверил бы в искреннюю любовь Ильи к героине Румянцевой, либо сам влюбился бы в легкомысленную красавицу, а не в главную героиню.
«Юлий Яковлевич Райзман, великолепный совершенно режиссёр и художественный руководитель проекта, рекомендовал Юрию Чулюкину вырезать все ножки, ручки и крупные планы актрисы Дружининой, которая исполняла роль Анфиски. Поэтому я всегда плачу, когда смотрю. Но теперь уже и привыкла», — признавалась Светлана.
Еще одной жертвой монтажа стала сюжетная линия Нади. Героиня не любила своего жениха Ксан Ксаныча, но состояла с ним в отношениях, потому что давно пора замуж. По сценарию они расставались. Девушка должна была сделать выбор в пользу любви, хоть еще и не случившейся. Но сцена разрыва Нади и Ксан Ксаныча пошла под нож.
Актриса Инна Макарова, игравшая эту роль, настолько расстроилась из-за изменений не столько хронометража, сколько сюжета, что единственная из создателей картины не пришла на премьерный показ.
«Я соглашалась на другую роль…», — объясняла Макарова.
Комментариев нет:
Отправить комментарий