Не хочу быть Шараповым. Советские актёры, отказавшиеся от культовых ролей

 

Не хочу быть Шараповым. Советские актёры, отказавшиеся от культовых ролей

   Олег Стриженов, Юрий Никулин, Евгений Герасимов, Маргарита Терехова, Анастасия Вертинская.

Каждый актер мечтает о роли, которая его прославит, и каждый же актер часто оказывается перед выбором — согласиться на предложение сняться в том или ином фильме или же предпочесть что-то другое. И любопытно, что от этого выбора часто зависит и судьба самой картины — с другим актером в главной роли она может получиться совсем иной, возможно, не столь популярной. Но и судьба актера тоже зависит от его интуиции — иначе можно лишиться тех ролей, которые гарантируют успех и известность. И не всегда эта интуиция срабатывает так, как надо.

Олег Стриженов — князь Болконский, «Война и мир»

В начале 1960-х Стриженов был одним из самых востребованных и популярных актеров советского кино. У него уже были сыграны роли в «Оводе», «Мексиканце», «Сорок первом» и «Хождении за три моря». Он одинаково хорошо играл и отрицательных, и положительных героев, а ещё Стриженов хорошо знал себе цену — рассказывали, что у него даже было что-то вроде райдера, которых для советских актеров как бы и не существовало. По одной из версий, именно понимание им своей популярности и привело к конфликту с Сергеем Бондарчуком, который тогда готовился снимать экранизацию «Войны и мира». Дело в том, что Стриженов нацеливался на роль князя Андрея Болконского, но режиссер пригласил его на пробы не сразу; актер всё же пришел, пробы прошел великолепно, был утвержден на роль... И отказался работать на проекте, сославшись на то, что не готов уделить ему несколько лет. Скандал, судя по всему, был страшный. Стриженова уговаривали все, вплоть до министра культуры Фурцевой — но он стоял на своём: «Не хочу!» В итоге Болконского в эпопее сыграл Вячеслав Тихонов, а вот как повлиял этот отказ на карьеру самого Стриженова — неизвестно. Он продолжал активно сниматься вплоть до середины семидесятых, да и потом без работы не сидел, хотя уже в нулевые появлялся на экранах считанное число раз. Скончался актер 9 февраля, на 96-м году жизни.

Юрий Никулин — Бунша/Грозный, «Иван Васильевич меняет профессию»

Никулин работал с Леонидом Гайдаем с самой первой его комедии — правда, в составе комического трио с Георгием Вициным и Евгением Моргуновым. Но от услуг Труса, Балбеса и Бывалого режиссер отказался после «Кавказской пленницы», а вот Никулина взял на главную роль в «Бриллиантовую руку». И сценарий комедии про то, как поменялись местами управдом Бунша и царь Иван Грозный, Гайдай тоже задумывал под популярного клоуна и актера — именно он должен был сыграть сразу две роли в экранизации пьесы Михаила Булгакова. Но Никулин отказался — по одной версии, потому что собирался с цирком на зарубежные гастроли, по другой — потому что не рискнул связываться с творчеством Булгакова, который в начале 1970-х ещё не был до конца разрешен. В итоге эти роли достались Юрию Яковлеву — и, пожалуй, сейчас сложно представить другого Буншу и другого царя Грозного. Кстати, из-за отказа Никулина не был приглашен на роль вора Милославского Андрей Миронов, который в паре с Яковлевым выглядел не так ярко; этого персонажа сыграл Леонид Куравлев.

Евгений Герасимов — Шарапов, «Место встречи изменить нельзя»

К концу 1970-х Герасимов был уже опытным и востребованным актером — он снимался с середины 60-х, сыграл полтора десятка ролей, но среди них не было прорывных. А потом ему одновременно предложили две роли в двух проектах, одним из которых был фильм Станислава Говорухина по роману братьев Вайнеров. Герасимов подумал — и отказался, предпочтя военную драму Михаила Пташука «Время выбрало нас». Выбор был сделан, судя по всему, из чувства долга — у Пташука актер уже начал сниматься, и подводить съемочную группу не хотел. Но потом Герасимов не раз сожалел, что не сыграл Шарапова, хотя за роль во «Времени...» он получил премию Ленинского комсомола.

Маргарита Терехова — Катерина, «Москва слезам не верит»

Идея Владимира Меньшова снять фильм по сценарию Валентина Черных особого восторга у коллег не вызвала — мол, начинающий режиссер (у него в активе был только подростковый «Розыгрыш») снимает очередную мелодраму, которых и так девать некуда. Поэтому и отношение многих звезд было понятным. Маргариту Терехову на роль Катерины Меньшов пригласил первой, но ей и сценарий не понравился, и героиня; она отказалась, сославшись на «предложение поинтереснее». Что это было за предложение, сейчас сказать сложно, но в 1980-м у Тереховой были главные роли сразу в нескольких фильмах, а самым громким из них оказалась «Благочестивая Марта» Яна Фрида, которая, впрочем, не смогла повторить успех «Собаки на сене». А вот «Москва слезам не верит» оказалась настоящим хитом — 84,4 млн зрителей за год и выигранный «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Впрочем, сейчас вряд ли можно представить Катерину в исполнении Тереховой, а не Веры Алентовой. Кстати, ещё одной отказавшейся от этой роли актрисой стала Ирина Купченко, но она громких заявлений не делала.

Анастасия Вертинская — Мэри Поппинс, «Мэри Поппинс, до свидания!»

Режиссёр Леонид Квинихидзе считался одним из лучших мастеров музыкальных фильмов — на его счету были «Соломенная шляпка», «Небесные ласточки», «31 июня». На главную роль в новом фильме по мотивам произведений британской писательницы Памелы Трэверс он сразу пригласил Анастасию Вертинскую — дочь известного певца и очень популярную актрису, ещё в юности сыгравшую в «Алых парусах» и в «Человеке-амфибии». Она согласилась, но по каким-то причинам ей вскоре всё перестало нравиться — начиная от сценария и героини до музыки и песен, написанных Максимом Дунаевским. Работать в такой обстановке было невозможно, так что Квинихидзе и Вертинская расстались, очень недовольные друг другом. Начались поиски новой исполнительницы роли Мэри Поппинс — и тогда Дунаевский предложил режиссеру попробовать свою тогдашнюю супругу, актрису Наталью Андрейченко. Опыта у Андрейченко тогда было поменьше, чем у Вертинской, но она успела отметиться фильмами «Сибириада» и «Военно-полевой роман», а заодно выполнила пожелание режиссера и сильно похудела за считанные недели. Сейчас именно эта Мэри Поппинс считается канонической у любителей советского кино, ну а какой она была бы в исполнении Вертинский — неизвестно. Возможно, такой же, как и Маргарита в фильме Юрия Кары десять лет спустя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Бульон Бехтерева для печени и суставов: в СССР готовили в каждом доме и были здоровы

  Бульон Бехтерева для печени и суставов: в СССР готовили в каждом доме и были здоровы В наши дни только ленивый не говорит о здоровом образ...

Популярные