Самый успешный советский автомобиль - ВАЗ-2106. Почему и за счёт чего именно он?
Был ли ВАЗ-2106 самым удачным и успешным вариантом Жигулей. Наверное, если не самым успешным, то одним из самых удачных и популярных, это однозначно. Машину собирали с 1976 г и по 2004 г, 28 лет истории и запредельного спроса. Всего собрали больше 4 млн. экземпляров «шестерок», и это, без сомнения, была культовая машина. Да, именно обычная «шестерка», а не люксовая «семерка».
Как все гениальное, ВАЗ-2106 появился на свет, можно сказать, случайно, благодаря счастливому стечению обстоятельств
Волжский завод сделал несколько первоначальных проектных эскизов на машину, да отложил в долгоиграющую разработку на перспективу. Причем, «шестерку» реально проектировали по более шикарным стандартам, чем тройки. Как говорили конструкторы – душа просила сделать дизайн салона и экстерьера более комфортным.
А тут, как раз подоспел «Автоэкспорт», которому очень нужна была машина с нормальным салоном и кузовом, чтобы зарабатывать валюту «за бугром». Естественно, для любых экспортных поставок в СССР моментально включали «зеленый свет», работы пошли просто очень быстрыми темпами.
Сидения получили подголовники, торпедо и карты дверей отделали под дерево, лучшие грунтовки и краски, фонарики, подсветки и кресла невиданного уровня комфорта с боковой поддержкой. Мало того, для экспорта в Канаду разработали катализаторы и гидробуферы на бамперах, и еще с десяток очень полезной мелочевки. И машины брали. В ту же Канаду продали более 12 тыс. «шестерок». Чуть меньшими партиями продавали в Европу, и даже делали «праворульки» для Великобритании.
Правда, был один нюанс
Первоначально на ВАЗ-2106 заложили установку мотора от Нивы на 80 л.с. и объемом 1,6 л. И с таким мотором «шестерка» небольшими партиями выпускалась вплоть до начала 80-х. И продавалась преимущественно на внутреннем рынке, но с более бедной комплектацией. Без фонариков и отделки под дерево.
Для экспорта это был неплохой мотор, но нужны были маломерки на 1,2 л и 1,3 л, и, в целом, ВАЗ-21063 и ВАЗ-21061 вплоть до 1980 г неплохо уходили на экспорт. А затем продажи встали из-за внешних обстоятельств. Теперь конвейер заработал на внутренний рынок СССР. Правда, требования к машинам смягчили на порядок, убрали лишние детали интерьера, чтобы сделать машину дешевле.
Благодаря экспортным поставкам, высокому качеству сборки, спрос на «шестерки» был просто запредельный. Вплоть до того, что на черном рынке переплачивали 30-40% официальной стоимости новой машины. До 1985 г ВАЗ-2106 был своего рода аналогом «мерседеса для бедных». На «шестерках» катались начальники средней руки, заведующие важными государственными конторами, доценты и главврачи больниц.
Но был ещё один фактор, повлиявший на успех «шестерки»
Это двигатель от Нивы на 80 л.с. Первые экземпляры ВАЗ-2106 с мотором 1,6 л были просто «ракетами» на дороге. Разница в 15-20 л.с. для легких Жигулей была ощутимой. Даже те «шестерки», которые комплектовались слабыми моторами на 69 л.с. и 77 л.с., они все равно пользовались стабильно высоким спросом. Даже при том, что на дорогах уже появились «тройки» и «семерки».
На спортивной ВАЗ-2106, правда, перелицованной под «тройку», выступали и советские гонщики. Легендарный Стасис Брундза и его штурман Арвидас Гирдаускас вошли в шестерку лучших на гонке «Акрополис» в 1976 году. А это, на минуточку, настоящее ралли по меловым горам Греции, очень сложное для легковых авто, с многочисленными каменистыми дорогами, осыпями и щебнем.
Надо сказать, что вплоть до «распада» СССР, репутация «шестерки» в стране была очень высокой. Она превратилась в статусный автомобиль, даже в легенду Волжского автозавода. Кончено, знал о ней и главный автолюбитель страны – Генсек Леонид Брежнев. Как-то на ВАЗе прознали о возможном рабочем визите Брежнева. И даже сделали свой вариант «шестерки» для генсека. С салоном от семерки. Планировалось подарить машину во время визита, но все сорвалось. А люксовый вариант «шестерки» бесследно исчез, растворился в одной из многочисленных делегациях и комиссиях.
Машину в самой простой комплектации делали в Ижевске вплоть до 2004 г. Причем покупатели были, и вполне можно было делать авто и дальше, но экономическая ситуация распорядилась по-иному. Просто машина забирала себе некоторую часть потенциальных покупателей «десяток» только что появившихся на рынке иномарок.
Комментариев нет:
Отправить комментарий