Как снимали фильм "Пираты XX века": кадры со съёмок и 13 интересных фактов
«Пираты XX века» стала по-настоящему культовой и революционной картиной советского кинематографа. Этот фильм можно без преувеличения назвать первым советским боевиком в классическом понимании этого жанра. Стрельба, комбинация поединков, противостояние героев настоящему злу - это классические ингредиенты формулы крепкого боевика. Давайте же узнаем, как проходили съемки этого фильма.
1. Режиссер Станислав Говорухин, написал сценарий этого приключенческого фильма после того, как прочел заметку о нападении пиратов на итальянский корабль. Это произошло в Средиземном море, 200 тонн урановой руды бесследно пропало. К сожалению, тогда пираты жестоко расправились со всей командой. Говорухин буквально загорелся идеей снять картину, в которой было бы показано, как советские моряки расправляются с бандитами, дают им жесткий отпор. В отличие от итальянского инцидента, Говорухин затеял историю с хорошим, позитивным финалом.
2. Однако, как бы то ни было, Станислав Говорухин был очень занят созданием картины о Жеглове и Шарапове, легендарное «Место встречи...», поэтому он предлагает снять картину своему другу и соавтору по сценарию, Борису Дурову. Творческий дуэт довел сценарий до совершенства и режиссёр картины поехал в Госкино, чтобы получить разрешение на съемки фильма. Там возникла изрядная проблема. Уран по сценарию перевозить запретили, в итоге пришлось остановиться на опиуме для фармацевтики. В Госкино попытались зарубить и эту идею, но режиссер возразил. Ну какой дорогостоящий груз можно еще перевозить? Не пустые же бланки документов или пряники. В итоге опиум удалось отстоять.
3. К слову сказать, именно в этом фильме советский зритель впервые увидел самые настоящие приемы карате. Они были показаны во вступительной части картины и продолжены в эпизоде захвата судна.
4. Актеры Георгий Мартиросян и Наталья Хорохорина познакомились на съемках картины. Он играл матроса Клюева, а она - буфетчицу Машу. Это сегодня Наталья известная актриса, а тогда, в 1978 году, студентка театрального училища имени Щепкина о большом кино могла только мечтать. Но режиссер Борис Дуров никого, кроме Хорохориной, снимать не хотел. Еще на пробах он обратил внимание на Наталью, поэтому лично поехал в училище и замолвил за нее словечко.
Преподаватели пошли навстречу и отпустили студентку на съемки. Фильм «Пираты 20 века» стал для Натальи не только школой актерского, но и кулинарного мастерства, юная актриса научилась готовить именно благодаря роли Маши. За 4 месяца съемок Хорохорина стала не только отменной поварихой, но и заработала внушительный гонорар - 600 рублей. На эти деньги актриса отправилась на отдых в Болгарию. После премьеры картины актриса проснулась знаменитой. Ее заваливали сценариями, коллеги завидовали, а зрители выстраивались в очередь за автографами. Такая же слава настигла и Георгия Мартиросяна.
5. Экипаж обоих судов Борис Дуров хотел видеть интернациональным, поэтому актёров он собирал по всем Советскому Союзу. Было представлено множество национальностей - осетины, армяне, казахи, узбеки и многие другие. Популярность пришла и к Майе Эглите, которая сыграла судового библиотекаря Айну. На эту роль режиссер очень долго искал иностранную актрису, рылся в картотеках киностудии. Неизвестно, как долго бы продолжались поиски, если бы однажды Дуров не включил телевизор в нужное время.
Там как раз в одной постановке играла 30-летняя рижанка. Она говорила с сильным прибалтийским акцентом, это и покорило режиссера. За 4 месяца съемок актриса выучила язык, но говорить в кадре ей так и не пришлось, кроме одной фразы: «Выдумали насчет начальника радиостанции?». В последний раз партнеров по фильму актриса видела в день премьеры картины. Дела не позволили ей оставить Ригу и переехать в Москву.
6. Николаю Еременко - младшему и Талгату Нигматулину достались главные роли в картине. Еременко и Нигматулин не только вместе работали, но крепко дружили. Они на пару поступили в институт кинематографии и жили в одной комнате общежития. Карате они занимались тоже вместе, Талгат - профессионально, а Николай для души. Актёры даже не догадывались, что эти навыки пригодятся им для съемок в фильме.
Сначала режиссер не хотел привлекать к работе в картине Николая Еременко, ведь за ним закрепилось амплуа скорее романтического героя, а не бойца. Тогда Николай пошел на крайние меры. Он скинул с себя рубашку и показал натренированное, накачанное тело. После таких веских аргументов Дуров не смог отказать знаменитому актеру. А когда Еременко в завершении еще и крутанул сальто, сомнений не осталось - роль Сергея получил именно Николай.
Все трюки в картине актеры выполняли самостоятельно, без помощи дублеров. Друзья в жизни, но враги на экране, так вошли в образ, что не щадили друг друга. Дублей было очень много, поединки были на жестком полу и все происходило почти в полную силу, для большего реализма. Но после премьеры картины пути закадычных друзей разошлись. Еременко продолжал блистать на экране, а Талгат Нигматулин решил попробовать себя в режиссуре. Но его фильм «Эхо» критики не оценили, публика так же восприняла картину прохладно. После провала своего фильма актер бросил кино и стал учеником проповедника, которого снял в своей картине. Проще говоря, его втянули в преступную восточную секту. В этой секте произошел раскол, в результате этих передряг Нигматулина не стало.
7. По сценарию действие картины разворачивается в Южно-Китайском море. Чтобы найти соответствующие пейзажи, режиссеру пришлось немало потрудиться. Тогда, в конце 70-х годов, за границу выпускали только избранных. Поэтому изображать Азию решили в Ялте. В конце марта 1978 года вся съемочная группа вылетела в Крым. Режиссер Борис Дуров потратил не одну неделю, чтобы найти подходящий уголок для съемок картины, исколесил все побережье Крыма, пока наконец, не оказался в поселке Новый Свет, на берегу Голубой бухты. Когда-то именно здесь снимали картины «Человек - амфибия» и «Три плюс два». На песчаном пляже отдыхал сам Николай Второй, поэтому крымчане называли это место «Царским». В гроте, в котором пряталась команда теплохода «Нежин», когда оказалась на пиратском острове, сейчас огорожена решеткой после обвала.
8. В бассейне гостиницы «Ялта» снимали один из самых эффектных фрагментов картины, когда герой Еременко плыл по затопленным коридорам судна за женщинами, которые оказались отрезанными от мира в зале судовой библиотеки. Было установлено две декорации - коридор, по которому плыл старший механик и помещение, изображающее библиотеку. Библиотека была затоплена наполовину сверху имелась воздушная подушка. Женщин страховали подводники, девушка из Ялты выступила в качестве дублерши, она изображала по очереди Майю и Машу, надев их платья.
Разумеется, такой коридор актрисы бы не проплыли. Однако, Николай Еременко все делал сам, без сторонней помощи аквалангистов. На съемки этого эпизода понадобилась целая неделя. Как позднее вспоминал сам Николай Еременко, министр кинематографии, когда принимал картину, во время этого эпизода делал глубокий вдох и задержал дыхание. Настолько сильно он сопереживал актерам. Во время подготовки актер по семь часов сидел в бассейне и упражнялся в нырянии. Сейчас в этом бассейне находится дельфинарий.
9. Туземный остров снимали на восточном берегу Крыма, где для этих целей пришлось построить самую настоящую деревню, в которой проживали ловцы жемчуга. До этого на этом месте находился режимный военный поселок и съемочная площадка была надежно защищена от постронних глаз заборами и шлагбаумом. Советские моряки высаживались на «остров» в местности Карадага, пираты несли дозор на мысе Капчик.
10. На время съемок у Азовского морского пароходства в аренду взяли два корабля - «Фатеж», он сыграл роль советского судна «Нежен» и теплоход «Адмирал Лунин», который на момент съемок превратился в пиратский «Меркури». Судьба теплохода «Адмирал Лунин» оказалась печальной. После съемок картины его купили греки. До конца 90-х годов на нем перевозили грузы, а потом на корабле произошел пожар и он утонул при весьма странных и загадочных обстоятельствах. «Фатеж» и сейчас можно увидеть пришвартованным у пристани в Севастополе, он до сих пор добросовестно служит Черноморскому флоту.
11. Фильм «Пираты XX» вышел на экраны осенью 1979 года. Мало кто знает, что от забвения эту картину спас сам Леонид Ильич Брежнев. После коллективного просмотра центральный комитет ВЛКСМ посчитал картину вредной для советского зрителя и отправил ее пылиться в архив. Но однажды этот фильм попал на домашний просмотр руководителя страны. Он как раз отдыхал на даче. Брежнев пришел от боевика просто в неописуемый восторг и картина вышла в прокат.
12. Однако, перед тем, как картина увидела свет, она претерпела массу нападок от вездесущих цензоров, ну а куда же без них в те годы? Приемы карате, которыми буквально была напичкана вся картина,чуть не погубили фильм. Все дело в том, что этот вид спорта в Советском Союзе считался идеологически вредным для граждан и секции карате были подпольными. Знаменитый каратист Тадеуш Касьянов был не только консультантом фильма, но и сам сыграл роль боцмана в картине. Не понравились советскому руководству и всевозможные атрибуты «загнивающего» Запада.
В «Пиратах XX века» советский народ впервые увидел пенный напиток в жестяных банках. Чтобы создать видимость зарубежья, декораторы по большому блату выкупали банки у моряков дальнего плавания, причем втридорога. Затем баночки наполнялись отечественным напитком. Впервые на экране появились и джинсы, как бы диковато это сейчас не звучало. Для Николая Еременко где-то достали модные джинсы и он в этих джинсах снимался всю картину. После съемок Николай Еременко выкупил эти брюки для личных целей. После таких придирок цензуры многие актеры стали сомневаться в успехе картины. Среди них был актер Игорь Класс, который сыграл роль пирата. Он настоял на том, чтобы его персонаж постоянно носил темные очки, чтобы его меньше узнавали зрители.
13. После выхода «Пиратов» на экраны знаменитыми проснулись все. Николай Еременко - младший был назван лучшим актером 1980 года по версии авторитетного журнала «Советский экран». Девушки кругами ходили вокруг гостиницы, в которой жили актеры и буквально вылавливали своего героя, чтобы получить автограф. Четыре года подряд картина шла в кинотеатрах и всегда с неизменным аншлагом. Говорят, что сам Талгат Нигматулин не мог достать билеты на фильм с собственным участием, настолько дефицитными на тот моменты они являлись. Пришлось приобретать у спекулянта за 15 рублей, хотя в кассе их стоимость составляла всего 30 копеек. А если учитывать тот факт, что актер пришел на картину с девушкой, раскошелиться ему пришлось вдвойне. Это ли не показатель успеха картины?
Почти сразу выхода картины актер Николай Еременко затеял снять продолжение. Но этим планам, к сожалению, не суждено было исполниться. В 1985 году не стало Талгата Нигматулина, позднее произошел экономический кризис 1998 года, финансировать картину уже никто не хотел и не мог. А в мае 2001 года не стало и самого Николая Еременко - младшего. «Пираты XX века» можно по праву назвать лучшим отечественным боевиком и хотя на данный момент уже снято немало картин подобного плана, «Пираты» остаются настоящим флагманом во флотилии отечественных остросюжетных фильмов. Фильм посмотрело 87,6 миллионов зрителей по официальным данным, но есть неофициальная статистика. Согласно ей «Пиратов XX века» посмотрело 103 миллиона зрителей - фантастическая на то время цифра.
Комментариев нет:
Отправить комментарий