Как снимали фильм "Неуловимые мстители": кадры со съёмок и 13 интересных фактов
Эта «четверка» вихрем ворвалась на советские экраны в 1967 году и тут же стала самым настоящим приключенческим хитом. Фильм Эдмонда Кеосаяна в один миг стал невероятно популярным среди молодежи. Разумеется, такое кино не может не понравиться - в нем изобилуют погони, перестрелки, поединки, головокружительные трюки. Сегодня мы узнаем, как проходили съемки «Неуловимых мстителей» и что осталось за кадром.
1. Режиссер Эдмонд Кеосаян, отец знаменитого ныне Тиграна Кеосаяна, всегда очень любил жанр «вестерн» и как позднее вспоминал, его сын, Эдмонд Гарегинович всегда был немного авантюристом в хорошем смысле этого слова. Действительно, взяться за за такую работу было под силу далеко не каждому. От сценария, кажется, отказались все режиссеры «Мосфильма». Согласился только 28-летний Эдмонд Кеосаян. Он был молод и азартен, к тому же, ему нужно было кормить семью, ведь что такое голод Кеосаян знал не понаслышке.
Он вырос в ссылке в Северном Казахстане и знал, что такое “хочется кушать”. На тот момент у Эдмонда был уже пятилетний сын Давид и супруга, которая носила еще одного ребенка, Тиграна. Таковы были реалии жизни тех лет - если режиссер ничего не снимал в течение 6 месяцев, его очень сильно наказывали рублем. Поэтому нужно было снять не просто хороший фильм, а такой, за которым последовали бы новые предложения.
2. Эдмонд Кеосаян в компании с Сергеем Ермолинским, крупным киносценаристом, взялся за работу над сценарием. Он решил снять сказку для мальчишек, для своего сына, Давида. В результате работы к трем героям повести «Красные дьяволята» добавился четвертый - гимназист Валерка. А вместо интернационалиста - китайца появился Яшка. Но кто все это будет играть? Студенты ВГИКа не подходили, они выглядели слишком взрослыми. Нужны были действительно подростки 13-15 лет.
3. Витя Косых нашелся очень быстро. Ну кто в те времена не знал Костю Иночкина из комедии «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен»? Витя уже успел сняться еще в паре фильмов и на съемках одного из них он подружился с Мишей Метелкиным. Виктора сразу же утвердили на роль Даньки в «Неуловимых», но Кеосаян наотрез отказывался от кандидатуры Миши по причине низкого роста. Но паренек очень сильно хотел сниматься в кино, а еще больше хотел увидеть сына на экране отец Михаила, ведь он в свое время воевал в армии Буденного.
По сценарию мстителям предстояла встреча со знаменитым командармом. И тогда отец придумал для Миши особую диету - он кормил сына морковью со сметаной, в течение нескольких недель. Это почти фантастика, но Миша вырос на семь сантиметров и все же получил роль Валерки - гимназиста. Режиссер надел на мальчика очки для пущей интеллигентности, но при этом постриг почти наголо, оставив лишь несколько клочков волос.
4. Валю Курдюкову нашли в секции спортивной гимнастики, она была уже кандидатом в мастера спорта. Девочку поставили рядом с Витей Косых, прикинули и нашли сходство. Это стало решающим фактором, ведь подросткам предстояло сыграть брата и сестру. Дольше всех искали Яшку, ездили по таборам, давали объявление в газетах. Всего было около 8 тысяч претендентов, кто-то хорошо пел, но не играл на гитаре, кто-то играл на музыкальном инструменте, но не умел петь и так далее. Однако, Вася Васильев умел абсолютно все. Он родился в таборе, в его семье было 9 детей. Василий нашелся сам, просто проник в дырку в заборе «Мосфильма», сжимая в руках объявление из газеты.
5. Съемки наконец начались и почти ту же чуть не закончились. Выяснилось, что все тренированные лошади, которые умели выполнять команды каскадеров, уже заняты на съемках эпопеи Сергея Бондарчука. Киногруппу «Неуловимых» выручило спортивное общество «Урожай», отсрочка пошла юным актерам на пользу, они тренировались, не жалея сил. Дети учили в школе, им приходилось вставать около пяти утра, чтобы в 5.30 быть на беговой дорожке ипподрома. Васе Васильеву эти занятия давались легко, он и до съемок отлично держался в седле, работал пастухом. Поэтому самый сложный трюк доверили именно ему. Яшка должен был прыгнуть с лошади на карету, а потом и на одну из лошадей в упряжке.
Это было весьма опасно и первый же дубль едва не закончился очень печально. Нога Василия застряла в стремени, он зацепился руками за карету, но не смог на нее влезть. Лошадь тянула Василия в одну сторону, карета - в другую. Стоить отметить, что лошади скакали очень быстро, они развивали скорость до 80 км/ч. Василий сумел оттолкнуться от кареты, но в седле не удержался, лошадь протащила мальчика волоком. К счастью, паренек очень легко отделался, отряхнулся и заявил, что готов повторить дубль с самого начала. Во втором дубле до крыши экипажа он добрался легко. Дальше предстояло самое сложное - прыгнуть на лошадь, которая тянула карету. Васильев приземлился на круп скакуна, а Кеосаян выдохнул с облегчением.
6. В режиссерском сценарии было запланировано более сорока трюков. Все эти трюки ребята выполняли сами, без дополнительной помощи дублеров. Отчаянные подростки не думали об опасности, они просто наслаждались свободой и приключениями. Но если бы с ними что-то случилось, уголовной ответственности было бы не избежать. Рисковали и режиссер и директор картины, ведь трюки были под стать взрослым каскадерам, настоящим профессионалам, а не мальчишкам - энтузиастам.
7. Владимир Трещалов, который играл главного врага неуловимых, Сидора Лютого, тоже все трюки выполнял самостоятельно, в том числе и конные. Снимался эпизод, когда Лютый, убегая от Даньки, прыгал с крыши в седло на лошадь, отъезжал, затем Данька так же прыгал на коня. Когда лошади услышали шум шагов бегущих героев, то очень испугались и одновременно отошли от дома. Лютый прыгнул мимо лошади, не успел подняться и Данька прыгнул на него верхом. Владимир Трещалов отличался недюжинным юмором, он просто закричал «иго-го» и поскакал с Данькой на спине. Все просто рыдали от хохота, правда, чуть позже случилась совсем несмешная история.
В сцене, где Лютый хлестал кнутом Даньку, произошло ЧП. Владимир Трещалов так вошел в образ, что в какой-то момент просто перестал контролировать ситуацию. Он промазал вместо доски, по которой хлестал кнутом и угодил Виктору Косых по спине. Разумеется, съемку тут же остановили, Трещалов попросил прощения, даже заявил что готов тоже подставить свою спину. Так оно и вышло, немного позднее. Тогда уже отыгрался Данька и мир на съемочной площадке был восстановлен.
Но порой Трещалова опять захлестывали эмоции и он буквально не помнил себя, громко кричал и ругался с участниками съемочной группы, в частности, с режиссером - постановщиком. Что между ними произошло, сейчас уже сказать сложно, но схлестнулись они по-настоящему. Дошло даже рукоприкладства, но конфликт удалось замять. Но по итогам выяснения отношений Кеосаян решил сменить сценарий и сделать так, чтобы персонаж Трещалова вышел из картины, и пал от рук красных.
8. Отснятый материал пришло время показать кино начальству. Тут-то и выяснилось, что самые драматические события только начались. Чиновники заявили, что истории нет, сценарий плох, все очень печально. Артисты по их мнению были невнятными, сюжетные линии были очень кривыми. Еще одна претензия руководства «Мосфильма» сегодня вызывает как минимум, изумление. Оно посчитало ленту очень скучной, предложило добавить юмора. Тогда-то и появился актер Борис Сичкин.
Изначально роль Бубы Касторского предназначалась другому актеру, Михаилу Водяному, который сыграл роль Попандопуло. Однако, Борис Сичкин уговорил Кеосаяна отдать роль Бубы именно ему. Он подошел к режиссеру на одном из мероприятий и решительно сказал, что он будет «самым лучшим Бубой на свете». Кеосаян поверил актеру на слово и не ошибся. Благодаря огромному таланту Бориса Сичкина роль Бубы Касторского стала одной из главных в фильме.
9. Как бы то ни было, съемки продолжились, на десерт оставили самый опасный трюк, когда поезд прорывался через горящий мост. Этот мост возвели специально для съемок, но Кеосаян очень сильно опасался, что декорация сгорит и рухнет гораздо быстрее, чем по нему проедет состав с «неуловимыми». Режиссер распорядился построить рядом такую же конструкцию, поджечь ее и проверить, как долго она будет пылать.
В результате проверки решили, что вроде бы должны успеть, всех участников съемки облачили в огнеупорные костюмы. Костюмы были низкого качества и горели, как спички. Кеосаян прекрасно понимал, кем и чем рискует, он был просто обязан быть рядом с ребятами. Машиниста этого адского поезда сыграл именно сам режиссер, он всегда был в гуще событий и никогда не перекладывал ответственность на чужие плечи.
10. Оставалось придумать название к картине. Это стало еще одной большой проблемой режиссера. Был объявлен конкурс на лучшее название к картине. Изначально рассматривался вариант «Неуловимые мстители из Гуляйполе», но затем название местности убрали и получилось просто - «Неуловимые мстители». К слову сказать, это название придумали Виктор Косых и михаил Метелкин.
Фильм был готов к сдаче, но тут опять за дело взялись кино чиновники. Им опять не понравилось абсолютно все - Борис Сичкин был для них слишком дерзким, Савелий Крамаров, который сыграл роль Илюхи, был слишком карикатурным. Впрочем, эпизоды с участием этих актеров режиссеру не без труда, но все же удалось отстоять.
А вот одну сцену с участием Валентины Курдюковой пришлось все же вырезать. В изначальном варианте фильма все, кроме брата Даньки, считали ее мальчишкой, даже Яшка. О том, что Ксанка девочка, Яшка должен был узнать, подсмотрев, как она купается в реке. Но киноначальники отрезали - никакой обнаженки, этот эпизод отпал сам собой. В остальном же девушка на этих съемках ни в чем не уступала мальчишкам.
Она так же отлично скакала на лошади, стреляла и вступала схватку с врагами. Но вот сыграть зарождающиеся чувства к Яшке оказалось куда сложнее, ведь Вале на тот момент было всего 14 лет. К достоверности актерской игры, где Яшка дарит Ксанке крест, у худсовета тоже были претензии.
11. Как бы то ни было, «Неуловимые мстители» все же получили прокатное удостоверение и уже 29 апреля 1967 года зрители просто штурмовали кинотеатры. Пришлось сдерживать толпу и даже привлечь конную милицию. Молодых актеров буквально носили на руках. Дошло даже до того, что у Миши Метелкина просила автограф директор его школы, называя мальчика на «вы». За Василием Васильевым девушки ходили толпами, каждая мечтала потрогать его серьгу, которую он носил и в реальной жизни.
У Савелия Крамарова тоже прибавилось полку фанатов, правда, по большей части довольно специфических. Из всех подворотен сомнительные личности приглашали актера выпить, это очень задевало Крамарова, который вел здоровый образ жизни и активно занимался спортом. Борису Сичкину до конца его дней прикрепилось прозвище «Буба Касторский», семье Владимира Трещалова не давали покоя поклонницы. Девушки узнавали телефон, круглосуточно звонили, слали письма целыми мешками.
12. Фильм «Неуловимые мстители» посмотрело 54,5 миллиона зрителей. Успех нужно было срочно развивать. «Новые приключения неуловимых» соберут еще больше зрителей, следом вышла третья часть эпопеи, «Корона Российской империи или снова неуловимые». Ее, как ни странно, критики объявили худшим фильмом года, еще до выхода картины на экран. Режиссер очень остро переживал огромное количество критики, которое обрушилось на него, словно лавина.
13. ”Неуловимые” наконец, закончили бешеную скачку съемок, однако, выяснилось, что киношная слава не принесла им большого счастья. Владимир Трещалов повздорил с киношным начальством, после чего ему на много лет закрыли вход в на главную киностудию страны. Он очень долгое время водил троллейбусы, а также брался за любую работу, чтобы прокормить семью. Актерская карьера сложилась только у Виктора Косых, впрочем и не не смог превзойти свою юношескую роль. Василий Васильев несколько лет выступал в театре «Ромэн», в кино он больше не снимался. Валентина Курдюкова мечтала стать актрисой, но не сложилось. В тяжелые 90-е годы она работала буфетчицей в издательстве, а затем полностью посвятила себя семье. Михаил Метелкин окончил режиссерский факультет ВГИКа, но вскоре подался в бизнесе, где тоже не добился особого успеха.
Как позднее сказал Тигран Кеосаян, ребята просто ушли в солнце, как их герои в картине. Эдмонд Кеосаян уехал на родину в Армению и больше вестерны не снимал, понимая, что просто не сможет превзойти успех своего главного фильма.
Комментариев нет:
Отправить комментарий