Как жили бояре в Москве 17 века: факты, которые вы не знали
Правда ли, что бояре не могли никуда выезжать из Москвы без разрешения царя? Как выглядели дома высшего сословия снаружи? Что такое подклеть и клеть? Какими украшениями дополняли интерьер своих жилищ бояре? Что собой представлял распорядок дня у хозяина и хозяйки дома? Правда ли, что посудой во время обедов в те времена почти не пользовались? А также - что бояре любили есть на обед? И как проходили шумные застолья, когда в боярский дом приходило множество гостей? Об этом и не только расскажу сегодня.
Как современные квартиры
Боярство являлось высшим сословием в России 17 века. Его представители были обязаны проживать постоянно в Москве. Уезжать из города по любым поводам запрещалось без дозволения государя. Нарушители этой процедуры могли попасть в немилость к царю. Боярские участки находились по всей Москве. Размеры наделов в среднем составляли 100 метров в длину и 60 в ширину. Помимо главного жилого дома тут находились сараи, бани, погреба, конюшни, амбары, избы для слуг. Количество этих построек увеличивалось в зависимости от зажиточности боярина. Однако требовались они потому, что сюда несколько раз в год привозили всю продукцию из деревень, которые господину принадлежали. То есть товары в самой Москве они обычно не покупали. Кроме того, практически на каждом участке имелся небольшой сад с фруктовыми деревьями.
Главной постройкой на территории двора был господский дом. В основном его возводили из дерева. Каменные в 17 веке уже тоже встречались, но довольно редко, потому что стоили невероятно дорого. Как правило, было три этажа, если говорить современным языком. Нижний (подклéть) представлял собой что-то вроде подвала, но располагался не совсем под землёй. Там всегда имелись окна. Здесь находились кладовые, печи, а также обитала домовая прислуга. Выше был второй этаж (клеть). Там проживал боярин со своей семьёй. Внутри обычно было три или четыре комнаты: передняя или горница для приёма гостей; кабинет (он же спальня); моленная (там хозяин и его семейство молились). Площади комнат были в среднем 16 квадратных метров. Потолки - около 2,8 метров.
Над вторым этажом часто располагались надстройки (чердаки). Там обычно находилась одна большая и светлая комната. Иногда дополнительные помещения возводили над сенями. Их называли вышками. Они могли иметь форму башен и даже куполов. Для приёма пищи, а также парадных обедов зажиточные бояре выстраивали отдельный дом на своём дворе. Так называемую "столовую избу". Внешний облик жилых построек редко имел какую-то архитектурную изюминку. Все они очень сильно напоминали царские покои.
Аскетизм и европейские диковинки
Как ни странно, внутреннее убранство боярского жилища было весьма простым. Предметов интерьера и декора в нашем понимании здесь не имелось. Основным украшением являлись образы (иконы). Ими могли быть завешаны все комнаты. Но более всего это бросалось в глаза в моленных. Там образы занимали всю стену и походили на иконостас. В этой комнате члены боярской семьи молились и проводили праздничные богослужения, если на участке не было собственной домовой церкви. В 60-70-х годах 17 столетия наиболее зажиточные бояре стали разбавлять интерьер своих домов живописью. Но все картины также имели церковно-религиозные сюжеты.
Мебель в боярском доме 17 века была однотипной. В основном - это столы, лавки и стольцы (что-то вроде табуретов). Кроме того, имелись скамейки. На них жители дома могли прилечь после обеда, чтобы отдохнуть. Обычно всё это покрывали разными тканями. Их разновидности отличались в зависимости от дня. Если праздничный, то украшали более вычурно. Вдоль стен располагались многочисленные полки и шкафы. Там, как правило, могла стоять дорогая посуда и какие-нибудь драгоценные вещички. Серебряное яблоко или позолоченный петушок, например.
Спали бояре на лавках, сверху которых клали матрас или войлок (такой плотный материал). Но с течением времени давала о себе знать европейская мода. В некоторых домах высшего сословия стали появляться кровати. Их застилали богато украшенными одеялами и подушками. Из других западных штучек можно упомянуть часы. Они, хоть и очень редко, но встречались в боярских домах. В них же, начиная со второй половины 17 столетия, стали появляться стулья и кресла. Одежду и другие вещи бояре хранили в сундуках и ларцах. А ещё в каждой комнате имелись рукомойник и лохань (деревянный тазик) для умывания. Освещали помещения восковыми и сальными свечами. Их устанавливали в стенные или обычные подсвечники. В некоторых домах были люстры, куда вставляли те же "осветительные приборы".
Боярский день
Теперь давайте узнаем, как жили бояре в своих домах. День у них начинался очень рано. Когда все члены семьи вставали, они умывались и шли в моленную. После завершения религиозных обрядов каждый отправлялся по своим делам. Боярин часто отдавал распоряжения по хозяйству, вплоть до блюд на ближайший обед. Но руководил он всем процессом формально. Более детально этим занимался дворецкий или ключник. Очень редко заведовала хозяйством боярыня. Обычно жены глав семейств не вмешивались в эти процессы. После раздачи указаний боярин отправлялся на службу в царский дворец.
Домой отец семейства возвращался в полдень, чтобы отобедать. Делал он это, как правило, отдельно от жены и детей. Иногда к трапезе мог присоединиться какой-нибудь гость. Тарелки, вилки и ножи использовались редко. Обычно только, когда приходил кто-то посторонний. Кушанья подавали уже разрезанными на большом блюде. Поэтому есть было удобно и руками, если говорить про куски мяса. Для других яств, например, супов, существовали миски и ложки. Как правило, последние были серебряные, но при этом позолоченные. Также на каждой имелась надпись, кому из членов семьи она принадлежала. Вообще меню отличалось обилием и разнообразием. На стол могли подать мясо, птицу, рыбу, щи, уху, соленья, икру, овощи, фрукты, сладости и многое другое.
Из напитков можно отметить водку, квас, пиво, медовуху и даже вино. В целом, набор зависел от церковного календаря. Во время постов кушанья отличались от обычных. После плотного обеда хозяин шёл спать. Потом снова возвращался на службу в царский дворец и находился там до ужина. После этого боярин приходил домой и проводил время с семьёй. А после вечернего приёма пищи все снова шли в моленную. Потом семейство отходило ко сну.
Рукоделие да праздники
Распорядок дня боярыни в Москве 17 века отличался от её мужа. Если женщина занималась хозяйством, то должна была вставать раньше всех, а ложиться позже. Обязательным являлось показать своё усердие в работе. Считалось, что это хороший пример для слуг, которые будут лучше трудиться. Но хозяйством занималось очень малое количество боярских жён. Основная масса проводила свой день по-другому. После утренней молитвы женщины отправлялись в свои покои. Там они почти всё время занимались рукоделием. Только по вечерам у них имелась возможность развеяться: послушать музыку, спеть и насладиться выступлением шутов.
Когда в доме устраивали торжества с большим количеством гостей, то жёны большую часть праздника проводили отдельно. Хозяйка лишь обязательно участвовала в начале мероприятия, символически поднося гостям вина. За это они обязаны были её поцеловать. Потом вместе с остальными дамами она удалялась к себе. А вот сами банкеты у мужчин и женщин не отличались. И там, и там было много еды, горячительных напитков и веселья. Ближе к концу торжества все снова собирались вместе. Историки пишут, что, как правило, такие праздники заканчивались тем, что многие гости были не в состоянии сами отправиться домой. Поэтому их просто увозили без чувств.
Считается, что во второй половине 17 века характер званых обедов стал меняться. Немало бояр к тому времени побывали за границей в рабочих поездках. Поэтому вели себя более сдержано и культурно. Предпочитая делиться интересными впечатлениями, а не злоупотреблять горячительными напитками без меры.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:)
Комментариев нет:
Отправить комментарий