Герман Титов обреченно снял скафандр. В тот день не радовался только один человек

 

Герман Титов обреченно снял скафандр. В тот день не радовался только один человек

12 апреля 1961 года весь мир ликовал. В космосе побывал первый человек - Юрий Гагарин, которого восторженно встречала вся страна. И лишь для одного человека этот день стал едва ли не личной трагедией.

Мало кто знал, что у первого космического героя могло быть совсем другое имя. Герман Титов.

Имя первого космонавта стало известно всего лишь за четыре дня до полета. К тому времени Государственная комиссия выбрала двух главных кандидатов: Юрия Гагарина и Германа Титова. Оставалось решить: кому достанется слава первооткрывателя космоса, а кому роль дублера.

Титов никогда не считал Гагарина своим соперником. Они познакомились в Центре подготовки космонавтов и сразу же подружились. В Звездном отряде веселый, открытый, обаятельный Гагарин и сдержанный, ироничный, интеллектуальный Титов были одними из лучших. Но каждый из них мечтал полететь в космос первым.

Гагарин, Титов, Нелюбов на Красной площади. Москва. 1 апреля 1961 года

На роль космонавта №1 Титов подходил идеально. За плечами молодого летчика 240 летных часов и служба в дивизии ПВО Ленинградского военного округа. Его подготовке и выносливости можно только позавидовать. А ведь кандидатам в космонавты приходится выдерживать испытания на грани физических возможностей.

Летом 1959 года комиссия Главного штаба ВВС начала отбор в Первый космический отряд. По настоянию Сергея Королева будущих космонавтов искали среди летчиков истребительной авиации. Мало кто знает, но в то время были очень большие споры. Космонавтов не сразу решили искать среди летчиков. Очень серьезно рассматривались подводники, парашютисты.

Требования жесткие, поэтому из 3500 летчиков первоначальный отбор прошли лишь 347 человек. После собеседования и медицинского обследования их число сокращается до двадцати. Затем до шести самых лучших.

Вот она - великолепная шестерка. Нелюбов, Быковский, Гагарин, Николаев, Титов, Попович перед встречей с членами Государственной комиссии по запуску космического корабля Восток.Байконур, 10 апреля 1961 года

Эта великолепная шестерка прошла через серьезные испытания. Их сбрасывали в скафандрах в ледяную воду, подвергали температуре до 40 градусов в термокамере, супернизкому давлению в барокамере. Впереди самое сложное из тренировок: вращение в центрифуге.

Но желание Титова попасть в космос оказывается сильнее физической боли и усталости. Он был готов к любым перегрузкам. Кажется, его выносливости нет предела. И даже когда пульс показывает 210 ударов в минуту, Титов лишь шутит, называя себя двужильным. Хотя у остальных участников отряда силы уже на исходе. Титов ни на что не жаловался.

Справляться с чудовищными перегрузками ему помогала не только выносливость, но и незаурядный интеллект. Чтобы подбодрить себя во время тренировок он часами цитировал русскую классику. Современники восхищались эрудицией Титова, который даже во время испытаний в сурдобарокамере читал наизусть “Евгения Онегина”.

Герман Титов, в белой рубашке, в группе членов литературного кружка семилетней школы. Косихинский район, село Полковниково

Любовь к литературе Герману привил отец, школьный учитель Степан Титов. Который даже своих детей назвал именами пушкинских персонажей: Земфирой и Германом.

Но, по одной из версий, именно это несоветское имя и сыграло роковую роль в судьбе Титова. Он даже не догадывался, что кому-то могло не понравиться его имя. Однако у Хрущева оно вызывало нежелательные ассоциации с одним из вождей Третьего рейха.

Хрущев был убежден: у первого советского космонавта все должно быть безупречным. Тем не менее против княжеской фамилии Гагарина Хрущев не возражал.

Возможно, дело было вовсе не в имени. Потому что, по свидетельствам очевидцев, когда ему принесли документы на Гагарина и Титова, он сказал: "Оба парни хорошие. Кого выберете, тот пускай летит".

Но даже за четыре дня до полета ничего еще не было решено окончательно. Члены Госкомиссии никак не могли прийти к единодушному мнению: кто станет первым космонавтом: Гагарин или Титов. Оба кандидата продолжали предполетную подготовку на равных. С одинаково хорошими результатами.

Хотя мало кто знал, чего это стоило Титову. У него был тяжело болен ребенок.

Когда летчику из Сиверского авиационного гарнизона предложили пройти отбор в отряд космонавтов, в семье Титовых как раз ждали первенца.

Свою будущую жену Титов встретил по месту службы. В гарнизоне столовой, где Тамара Черкас трудилась поварихой. В Сиверском военном гарнизоне у красавицы-брюнетки не было отбоя от поклонников. Но Титов не допустил, чтобы его опередили.

Герман Титов с супругой Тамарой Васильевной. 1960 год
Он женился, даже не поставив в известность родителей.
Он написал отцу: “Я думаю жениться”.
Отец в ответ: “По твоему тону ты уже женился”.

Независимый характер Титов проявлял с самого детства. Несмотря на музыкальный слух и способности к рисованию, он отказался посвящать свою жизнь искусству. Сразу после армии поступил в Девятую военную авиационную школу первоначального обучения летчиков ВВС. Затем в Сталинградское авиационное училище, которое окончил с отличием.

Суточный полет Германа Степановича Титова стал первым шагом на пути к длительным орбитальным экспедициям

Еще через три года проходит отбор в отряд первых космонавтов. Но Степан Титов не может смириться с выбором сына.

Папа категорически не хотел, чтобы сын стал космонавтом. Он мечтал, что сын продолжит его дело и станет учителем литературы в небольшой школе их села Полковниково. Космонавт - это не профессия, - говорил он сыну.

Всю жизнь Титов словно доказывал родителям правильность своего выбора.

Весной 1961-го на душе Титова было неспокойно. Здоровье сына стремительно ухудшалось. Свое горе Титов скрывал от всех. Об этом знали лишь немногочисленные друзья, среди которых был и Юрий Гагарин.

Он помогал доставать дефицитные лекарства и тайком передавал другу. Они жили на одном этаже, но в разных подъездах. Когда Королев узнал о болезни сына, был в ярости: как тот мог скрыть такую важную информацию.

Королев не напрасно требовал от участников отряда абсолютного подчинения. Ведь слишком независимый характер космонавта ставил под угрозу выполнение команд с Земли во время полета. По одной из версий, именно поэтому Королев сделал выбор в пользу более уступчивого Гагарина. Но Титов еще о выборе Королева не знал.

Юрий Алексеевич Гагарин и Герман Степанович Титов

Несмотря на тяжелые душевные переживания, он не снижал темпа подготовки и не позволял горю взять над собой верх даже тогда, когда незадолго до старта “Востока-1” ребенок умер. В восемь месяцев. Они с женой это очень тяжело переживали. Очень.

8 апреля 1961 года Государственная комиссия приняла окончательное решение: Полетит Гагарин.

После того, как огласили решение. Герман Титов с опущенной головой справа от Гагарина. Что он чувствовал в тот момент. Ведь до последнего верил, что выберут его

Для Титова этот вердикт звучит как гром среди ясного неба. Он переживал. И переживал до смерти Гагарина. Только после его гибели он произнес фразу: “Все-таки правильно, что Гагарин полетел первым”.

Но даже накануне старта Гагарина Титов не терял надежды стать первым в космосе. До самого запуска у него оставался шанс быть первым. Лишь когда Гагарин поднялся на площадку, Титов обреченно снял скафандр и направился к Сергею Королеву. Тот ободряюще похлопал его по плечу: мол, Герман, не расслабляйся. Полетишь следующим.

Гагарин, Титов, Нелюбов. Всем хотелось быть первым. Но первым может быть только один

Второму космонавту предстояло доказать, что человек способен находиться в космосе длительное время. Генеральный конструктор честно предупредил Титова, что из длительного полета тот может не вернуться.

-Герман. Все выступают за то, чтобы сделать твой полет всего лишь в три витка. Но три витка нам ничего не дают. Но. Если ты скажешь: три витка. Давай три витка.

Герман даже возмутился. Он сказал: Я готов выполнять задание. Я буду летать столько, сколько нужно. А не столько, сколько считают врачи я выдержу.

Как любой из отряда, он был готов рисковать собой для великой цели. Даже если ради нее придется погибнуть.

За три дня до полета на Байконуре взорвалась при испытательном запуске ракета Р-9. Развороченный взрывом ракетный комплекс был зрелищем не для слабонервных. Но Титов сохранял абсолютное спокойствие и продолжал готовиться к полету.

Взорвавшаяся ракета не имела прямого отношения к полету Титова. Она была экспериментальной и не предназначалась для космических кораблей. Но взрыв накануне старта словно предупреждал, что ракетная техника не терпит суеты.

Но отложить запуск “Востока-2” Королеву никто бы не позволил. Он состоялся по намеченному графику.

Герман Титов перед полетом в космос

6 августа 1961 года в 9 часов утра корабль “Восток-2” с Германом Титовым успешно стартовал в космос.

Час спустя Титов включил ручную ориентацию и впервые в истории повернул корабль на орбите, тем самым доказав, что человек способен самостоятельно управлять кораблем в условиях невесомости. Но вскоре едва не потерял эту способность из-за неожиданного приступа тошноты, которая возникала при малейшем повороте головы.

Превозмогая себя, Титов продолжал работать в космосе и храбрился почти весь полет. Казалось, что медики были правы в своих опасениях. После секундной растерянности Титов сразу же начал искать выход, пытаясь справиться с тошнотой. Но долго не мог от нее избавиться. Его сильные рвотные массы могли запросто задушить.

То, что прогнозировали врачи и то, чего Королев боялся больше всего, то и произошло. Титов принял решение не делать резких движений головой. И тошнота, наконец, отступила. Но измученный организм требовал отдыха.

После седьмого витка корабля космонавт погрузился в сон. Как и было запланировано на Земле. Однако из-за усталости и отсутствия будильника спал на полчаса больше и в положенное время не вышел на связь. В Центре управления полетами уже готовились к самому худшему, когда, наконец, он вышел на связь.

Во время сна

Герман Титов пробыл в космосе один день, один час и 11 минут. Он совершил 17 витков вокруг Земли, сделал снимки из космоса, первым спал и ел в невесомости. Испытал все трудности к адаптации к этим сложным условиям. Но, превозмогая себя, продолжал выполнять намеченную исследовательскую программу. Лишь к концу полета на вопрос о самочувствии космонавт честно ответил: Хреновое.

Наконец космические сутки Титова подходили к концу. Ему предстояло осуществить один из самых сложных этапов полета: снижение и посадку. Но после того, как катапультировала автоматика, парашют с автоматом начал спускаться на железнодорожное полотно, по которому в тот момент мчался поезд.

Удачное приземление
Страна встречает героя

Лишь по счастливой случайности он сумел избежать гибели и приземлился в 30 метрах от железной дороги. Почти там же, где и Гагарин. Неподалеку от города Красный Кут Саратовской области.

7 августа 1961 года страна встречала нового героя. Слава Титова почти ни в чем не уступала Гагаринской. Как и космонавт №1, он был окружен всеобщим восхищением.

Но именно всенародная популярность станет причиной трагедии Германа Титова. Ее обстоятельства до сих пор держатся в строгой тайне. Ведь то , что случилось, бросает тень на безупречный облик космонавта №2.

Летом 1964 года Титов согласился подвезти к метро случайную попутчицу. Кучу старого асфальта на дороге он заметил слишком поздно и не успел затормозить. Сам водитель Титов отделался легкими ушибами, но спутница погибла. По Москве поползли слухи, что в момент аварии Титов был нетрезв.

После тщательного расследования военная прокуратура и комендатура Московского гарнизона пришла к выводу: произошел несчастный случай. Для привлечения Титова к судебной ответственности оснований нет. Однако сам виновник аварии до конца своих дней будет тяжело переживать случившееся. И тем же летом 1964 года горько скажет о себе: "Дошел до ручки".

Летчики-космонавты Г.С.Титов и Ю.А.Гагарин 1961 год

Впереди его ждало новое тяжелое испытание. Смерть лучшего друга. Обстоятельства смерти первого космонавта обернулись трагедией и для второго. Советское руководство решило беречь Титова как зеницу ока и навсегда отстранило его от полетов. Он чуть не плакал, когда видел в небе инверсионный след самолета.

Но не позволял полностью отлучить себя от космоса. Поступив в Академию Генштаба. Он стал доктором наук. Эрудит и интеллектуал, Титов сделал стремительную космическую карьеру на Земле. Титов делил свою жизнь между рабочим кабинетом в Москве, космодромами Байконура и Плесецк и Днепровским ракетно-космическим Центром, в котором строятся космические аппараты военного назначения и ракеты-носители нового поколения.

Эта работа в режиме нон-стоп длилась годами и почти не оставляла места семье. Жена ему однажды сказала: -Герман. А сколько ты бываешь дома? А ведь там две дочки. Ты заметил, как они выросли?

Оказалось: не заметил.

Семья Германа Титова с родителями. В первом ряду слева: Тамара Васильевна (жена), Степан Павлович Титов (отец), Александра Михайловна ( мама), Герман Степанович Титов. Во втором ряду слева направо дочери Галина и Татьяна

Теперь ему хотелось лишь одного: наверстать упущенные годы семейной жизни. Титов решил полностью посвятить себя семье и подал рапорт об отставке. И случилось то, что он не смог предусмотреть. Для него это было страшно. Невостребованность. Еще вчера ты был нужен. Тебе звонили, теребили. Ты был все время в центре внимания. А сегодня все.

Этот добровольный уход на пенсию энергичного, деятельного Титова обернулся несчастьем.

И времена настали другие. Вместе с развалом государства наступил крах и в стратегических отраслях. Одной из самых пострадавших становится космонавтика. Спокойно наблюдать за этим Титов не мог. Он решил баллотироваться в Госдуму, наивно полагая, что сможет отстаивать отрасль на законодательном уровне.

Он не мог спокойно наблюдать за тем, как страна стремительно теряет космическое превосходство. Будучи первым в космонавтике, он не мог этого пережить. Но изменить ситуацию тоже был не в силах. Осознание собственного бессилия начинает сказываться на здоровье.

Но даже в смутное для космонавтики время Титов не терял надежды на лучшее. Ведь он так и не смог отказаться от мечты полететь в космос еще раз. После второго полета 77-летнего американского астронавта Джона Гленна у Титова вновь появилась надежда стать первым, теперь самым пожилым космонавтом в мире. Этой мечте не пришлось исполниться.

20 сентября 2000 года Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР, Президент Федерации космонавтики России 65-летний Герман Титов скончался от сердечного приступа.

И навечно остался в истории космонавтики вторым. Но ни в чем не уступавшим первому.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Любимый салат Брежнева "Кремлёвская хряпа": готовится просто, а съедается моментально. Бюджетно и очень вкусно

  Любимый салат Брежнева "Кремлёвская хряпа": готовится просто, а съедается моментально. Бюджетно и очень вкусно Привет, друзья! С...

Популярные