"Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!" Руслан Ахметов - Эдик из "Кавказской пленницы"- жил в Кожухове
Лучше всего артисту Руслану Ахметову, сыгравшему в общей сложности более чем в 70 фильмах, удавались образы шоферов - водитель санитарного фургона в «Кавказской пленнице», таксист в «Родне» Михалкова, подставной водитель в «Джентльменах удачи». Среди первых "шоферских" ролей артиста -- короткометражка «Когда торопят минуты», снятая в 1969 году режиссером Владимиром Николаевичем Васильевым.
Учил твисту сотрудников «Мосфильма»
- Сначала я узнал его как танцора, он классно танцевал твист, буги-вуги, рок-н-рол – «Стиляги» Валерия Тодоровского помните? – приблизительно так оно все и было, - рассказал режиссер фильма «Когда торопят минуты» Владимир Васильев. - В 1965-1967 году я был секретарем комитета комсомола киностудии «Мосфильм» и пригласил Руслана вести для молодежи кружок современного западного танца. Занятия были два раза в неделю, в Большом зале играл наш джаз-оркестр. Руслану платили 50 рублей за занятие, это были очень неплохие деньги, столько народный артист за съемочный день получал.
Рок-н-ролу Руслан научился во Франции, где не раз бывал в начале 60-х. Его первая жена, артистка Большого театра Наталья Гапонова была француженкой по происхождению. В 1963 году у них родилась дочь Елена. Но семейная жизнь не заладилась, Наталья с дочкой осталась во Франции, Руслан вернулся в Москву, в Кожухово.
Купили две «Волги», чтобы их разбить
Сюжет фильма «Когда торопят минуты», снятого по заказу ГАИ, печален и поучителен. Полный гражданин (Евгений Моргунов») останавливает такси, плюхается на переднее сидение и говорит водителю (Руслан Ахметов) «Можно ли побыстрее?» Дальше крупным планом - лицо Ахметова. А весь остальной фильм - воспоминание водителя о том, чем кончилась одна из предыдущих поездок, когда ему сказали «Побыстрее»: он сбил женщину, которая стояла у продуктовой палатки вместе с ребенком. Оказалось, что это его жена и сын.
- Руслана я пригласил, во-первых, потому что он умел водить машину, в середине 60-х эти навыки были не у всех, - продолжает Владимир Васильев. - О компьютерах тогда, естественно, и слышно не было, всё снималось на самом деле. У нас на фильме работал замечательный каскадер Александр Микулин, сын академика Александра Микулина, конструктора реактивных двигателей для самолетов. Руслан за баранкой до момента столкновения, а все что происходит с машиной потом – уже Микулин.
Для съемок покупали две «Волги ГАЗ -24» - специально, чтобы их разбить, и палатку - тоже – чтобы было, во что врезаться.
Восточный акцент появлялся только в кино
Почти во всех фильмах герои Руслана говорят с акцентом.
- Это - для усиления образа, на самом деле он прекрасно говорил по-русски - чисто, выразительно, - рассказывает Владимир Васильев.
Руслан Ахметов (1940-2005) родился под Москвой, в Ивантеевке. Отец, уроженец Узбекистана, окончил Московский текстильный институт, проходил практику на Ивантеевской суконной фабрике, потом работал там инженером .
В барак на 6-й Кожуховской семья Ахметовых - у Руслана был еще младший брат - переехала в 1950 году. Когла бараки снесли, артист жил на улице Трофимова, рядом с кинотеатром «Свобода».
«Он был очень красивый, обаятельный», - вспоминала его однокашница – они учились в школе № 509 - Людмила Меркулова. – Никто не сомневался, что он поступит во ВГИК, станет актером».
Первым увидел Нину
Выразительная жестикуляция водителя Эдика в «Кавказской пленнице», эксцентричные монологи, обезьяний скачок на ветку дерева - все это взялось не из ниоткуда. Сразу после ВГИКа Руслан работал в «ЭКТЕМИМе» - экспериментальном театре пантомимы. Театр просуществовал всего два года, но наработанные навыки – пластика, эксцентрика, умение двигаться – остались. Хотя многое было у Руслана и раньше - он скакал верхом, участвовал в соревнованиях, занимался джигитовкой.
Все это – вместе с яркой внешностью – и привлекло внимание ассистентов Леонида Гайдая, которые увидели фото Ахметова в картотеке «Мосфильма» и пригласили его на пробы.
На самом деле роль водителя Антилопы Гну образца 1966 года вовсе не такая уж эпизодическая, как может показаться на первый взгляд.
Эпизод с заглохшим санитарным фургоном открывает фильм. Ахметову принадлежат и первая реплика: «Будь проклят день, когда я сел за баранку этого пылесоса». Он же первым видит Нину.
А дальше Эдик появляется во всех ключевых сценах: побег Шурика из психбольницы, прививка от ящура, погоня на тележке с бочкой, возмездие и «расстрел» товарища Саахова.
Кстати, имя «Руслан Ахметов» указано в титрах чётвертым - сразу после главных действующих лиц, даже до троицы Вицын-Моргунов – Никулин.
В пяти дублях сваливался с тележки
За 31 съемочный день и 6 дней озвучивания Руслан Ахметов получил 1031 рублей 78 копеек. Для сравнения – Наталье Варлей, тогда студентка циркового училища, заплатили 1219 рублей, Владимиру Этушу – 1800, Александру Демьяненко - Шурику – 5220 руб.
На съемках случались нештатные ситуации. Так, аварию колесной бочки на дороге, политой маслом, снимали без каскадеров. «Платформа за бочкой была узкой, мне – чтобы стоять - оставался очень маленький кусочек, - вспоминал актёр съемки под Алуштой. – Разогнавшаяся тележка катилось под гору, любая неровность или выбоина на дороге могла стать роковой – мы бы опрокинулись».
Сняли пять дублей – в конце каждого его скидывало с тележки.
Кстати, фургон скорой помощи в «Кавказской пленнице» вовсе не развалюха, а новенький автомобиль индивидуальной сборки, его сделали специально для фильма. То что он то и дело глохнет – чистое кино, на самом деле машина слушалась идеально.
Комментариев нет:
Отправить комментарий