Говорят, что женский алкоголизм не лечится. Так это или нет, вопрос сложный. Однако история знает немало примеров, когда известные дамы, у которых были слава, красота, признание, поклонники, богатство, потеряли все из-за того, что не смогли вовремя остановиться и справиться с тягой к спиртному. Сегодня речь пойдет о советских актрисах, которые стали жертвами Бахуса.
Изольда Извицкая
Имя Изольды Извицкой прогремело на всю страну, когда в 1956 году на экраны вышел фильм Георгия Чухрая «Сорок первый». Зрители полюбили актрису в образе Марютки Филатовой, а сама кинокартина была отмечена на Каннском фестивале. О талантливой русской красавице писали в известных зарубежных журналах, в Париже в честь нее даже назвали кафе, а сама она стала членом Ассоциации по культурным связям со странами Латинской Америки и посетила немало зарубежных государств.
Это интересно:После показа фильма в Каннах, популярный американский светский журнал New York Magazine и ежедневная французская газета Le Parisien libéré вышли с портретами Изольды Извицкой и подписями: «Актриса номер один советского кино», «Русская Мэрилин Монро».
Казалось бы, что после такого ошеломительного успеха, актриса не будет обделена вниманием режиссеров. Да, она много снималась впоследствии и даже играла главные роли, но ни одна работа не могла сравниться с «Сорок первым», где актриса показала многогранность своего таланта – все ее персонажи позже были похожи, и их могла бы сыграть любая начинающая артистка. Режиссер Григорий Чухрай считал, что связано это было с эгоизмом его коллег, каждый из которых хотел открыть «свою звездочку», а не развивать готовую.
В итоге нереализованность в профессии привели к тому, что Извицкая пристрастилась к спиртному. Возможно, Изольда не пошла бы по наклонной дорожке, если бы не муж, актер Эдуард Бредун, который тоже был неравнодушен к алкоголю. Многие считают, что он-то и приучил жену вначале к веселым застольям, а затем убедил, что проблемы можно заглушить водкой.
Не сказать, что актриса не старалась бороться с пристрастием: коллеги отмечали, что несмотря на нездоровый вид, со своей работой она справлялась прекрасно и даже пыталась завязать.
«
Сергей Колосов, режиссер фильма «Вызываем огонь на себя»:
«Порой на съёмках Изольда была недостаточно собрана, плохо выглядела, чувствовалось, что она ведёт безалаберную семейную жизнь с Бредуном, который был мне антипатичен». Однако, даже несмотря на свою болезнь, Извицкая справилась со своей ролью блестяще. Почти полтора года, пока велись съёмки, она старалась держать себя в форме, выкладываясь на съёмочной площадке до конца. Многим, знавшим её, тогда показалось, что актриса поверила в себя и впервые за многие годы сможет изменить собственную судьбу. Однако чуда не произошло».
»
После того как муж ушел к ее же подруге, Извицкая опять принялась за старое: за водкой она бегала в магазин, расположенный рядом с ее домом, прикрывая лицо платком, чтобы никто не узнал некогда известную актрису. А из еды в ее квартире часто были лишь сухари.
Коллеги жалели спивающуюся актрису, пытались помочь, и, казалось, что роль в спектакле «Слава» приободрила ее. 38-летняя Изольда начала усиленно учить слова, но затем внезапно пропала. Нашли ее мертвой в ее же квартире – судя по всему, тело пролежало не меньше недели. Вероятно, актриса потеряла сознание и не смогла больше встать. Еды в доме, кроме кусочка хлеба, наколотого на вилку, не было.
Это интересно: «Версия радио BBC»3 марта 1971 года радио BBC сообщило: «В Москве от голода и холода, всеми забытая, выброшенная из общества, скончалась знаменитая 38-летняя актриса Изольда Извицкая»
Было заметно, что в последние дни своей жизни Извицкая «питалась» лишь спиртным, но Эдуард Бредун настоял на том, чтобы публике сообщили, что его бывшая жена скончалась от «отравления организма неизвестными ядами, слабости сердечно-сосудистой системы».
Валентина Серова
Одно из самых известных стихотворений времен Великой Отечественной войны «Жди меня, и я вернусь. Только очень жди…» Константин Симонов посвятил ей – Валентине Серовой. Оно было опубликовано в газете «Правда» с посвящением — «В.С.».
Но кто бы мог знать тогда, что вся жизнь музы поэта покатиться по наклонной из-за губительного пристрастия.
В 40-х годах яркая блондинка была настоящей звездой экрана: фильм с ее участием «Девушка с характером» с аншлагом шел в кинотеатрах по всей стране. И мужчин Серова выбирала себе под стать: известных, сильных и ярких. Первым ее мужем стал Герой Советского Союза — летчик-испытатель Анатолий Серов. Уже на третий день знакомства, Анатолий сделает актрисе предложение, и вскоре, их брак благословит сам Иосиф Сталин.
Их счастье будет недолгим — в годовщину свадьбы Анатолий, совершая испытательный полет, трагически погибает. Валентина тогда ждала от него ребенка и спустя 4 месяца родила мальчика — точную копию отца. Сына было решено назвать Анатолием.
Вторым мужем стал известный поклонник — поэт Константин Симонов. Он ходил на все ее спектакли, дарил цветы, писал любовные письма. При этом мужчина был уже во второй раз женат, но это не остановило его, и вскоре актриса сдалась. Отношения между парой сложно было назвать идеальными, хотя молодые люди и поженились:
судя по всему, Серова так и не смогла полюбить Симонова, и даже ходили слухи, что она была любовницей самого маршала Рокоссовского, и не считала нужным скрывать от поэта, что влюбилась. Роман с Рокоссовским был бурным, но недолгим. По слухам, маршалу «дали рекомендацию» закончить отношения с женщиной, мужем которой был поэт, состоящий на особом счету у Сталина.
Тем временем, отношения с Симоновым претерпевали разлад. Константин так и не смог найти общий язык с пасынком, настояв на том, чтобы он воспитывался в интернате. Родственники первого супруга просили отдать сына им, но получили отказ. Мальчика Серова отправила далеко на Урал, в детский интернат.
Отношения с Симоновым изо дня в день ухудшались. Вскоре у пары родилась девочка Маша, но даже рождение общего ребенка не помогло наладить отношения в семье.
Удивительный факт: «Магическое число 11»Рождение Маши сопровождалось одновременно и радостью, и стрессом для Серовой. Девочка появилась на свет 11 мая — в день ее первой свадьбы и гибели первого мужа Анатолия Серова.
Выпивать Валентина еще начала в молодости, закрываясь с подружками в гримерке. После смерти первого мужа дружба с зеленым змием только укрепилась, а это, видимо, и стало одной из причин того, что брак с Симоновым потерпел крах.
С конца 40-х Серовой все меньше стали предлагать роли, а из двух театров ей предложили уволиться из-за сорванных спектаклей. Брак с поэтом распался в 1957 году, а опеку над дочкой Машей суд передал маме Валентины – бабушка категорически была против встреч ребенка с матерью.
Роковое число 11 преследовало актрису всю жизнь, вплоть до самой смерти — мертвую актрису нашли 12 декабря 1975 года в полностью разграбленной квартире. Впрочем, никого это не удивило – у Серовой было много «друзей», разделяющих ее пристрастие. Тело пролежало в пустом помещении не меньше суток, и до сих пор не удалось выяснить, умерла ли артистка сама или ей «помогли».
Ее сын от первого брака, еще в юношестве попав в колонию для несовершеннолетних, по выходу из нее, тоже спился и умер за полгода до кончины матери. Серовой на его похоронах не было – она уже тогда находилась в бессознательном состоянии.
Похоронили актрису без шумных речей, скромно и без огласки. Ни одной статьи и некролога, лишь короткое извещение на последних страницах Вечерней Москвы. Похороны были почти безлюдными — лишь несколько самых верных друзей. Мрачное и унылое мероприятие разбавляли 58 роз — прощание с музой от Константина Симонова. Сам он проститься не пришел.
«
Лариса Пашкова, актриса:
«Поглядела на умершую, и сердце сжалось от боли. Неужто это все, что осталось от самой женственной актрисы нашего театра и кино? Ком застрял в горле. Вынести это долго не могла. Положила цветы и ушла из театра. Часа три ходила по Москве и плакала…»
»
Валентина Малявина
«Иваново детство», «Король-олень», «Подсолнух» — фильмы, которые сделали из Валентины Малявиной звезду. Она до сих пор считается одной из самых талантливых и красивых актрис советского кино, но ее реальная жизнь сама могла бы послужить сюжетом для драмы.
С актером Александром Збруевым Малявина расписалась сразу после окончания школы, к тому времени девушка уже была беременна. Но родители молодых людей были против того, чтобы они так рано обзаводились детьми, и на седьмом месяце обманом повели Валентину к врачу якобы для осмотра, где ей сделали укол, вызвавший искусственные роды.
Брак с Збруевым продержался четыре года. Вторым мужем Малявиной стал режиссер Павел Арсенов. Актриса снова забеременела, но ребенок умер прямо в роддоме, подхватив инфекцию.
После очередной потери артистка впала в депрессию и даже хотела уйти в монастырь, но ей не дали сделать этого. Следующим мужем звезды советского экрана (правда, гражданским) стал актер Станислав Жданько, который был младше ее на 12 лет. Однако безоблачной жизнь влюбленных назвать сложно. Молодой человек переживал из-за того, что его мало приглашали сниматься. Валентина же начала терять былую славу: после смерти ребенка она все чаще прикладывалась к бутылке, а видеть на съемках пьяную актрису никто не хотел.
В 1978 году Жданько был найден дома зарезанным. Малявина объясняла, что вышло все случайно. Она рассказала следователям, что актер, верующий человек, был против того, чтобы она пила во время Великого Поста. Они поругались, после чего Валентина вышла из комнаты, а когда вновь вошла, увидела сожителя с ножом в теле. Актриса считала, что возлюбленный хотел напугать ее таким образом, но не рассчитал свои силы и случайно убил себя.
Следователь тоже пришел к выводу, что это было самоубийством по неосторожности, и Малявину оправдали. Но через несколько лет друг Жданько, уверенный в том, что именно Валентина убила гражданского мужа, убедил его родственников вновь добиваться открытия дела. В итоге актриса получила 9 лет тюрьмы, но вышла через 5 по амнистии.
После выхода на свободу артистка еще два раза побывала замужем и даже снялась в нескольких фильмах, но завязать со спиртным так и не смогла.
В 2001 году Малявина сломала ключицу и ослепла на левый глаз (впоследствии она полностью потеряла зрение). Хотя актриса утверждала, что сама ударилась об косяк, вполне возможно, что ее избил кто-то из друзей-собутыльников. Они же, кстати, пытались оставить Валентину без жилья, заставив подписать какие-то бумаги и вывезя из квартиры все вещи. Но в дело вмешалась бывшая сокамерница артистки, которая на свободе стала успешной бизнес-леди. Она добилась того, чтобы подруге вернули кров, и отправила ее лечиться в наркологическую клинику. В настоящее время Валентина Малявина проживает в одном из пансионатов на окраине столицы.
«
Валентина Малявина:
«Легендарная у меня жизнь, необыкновенная. 17 стран, фестивали, и вдруг – тюрьма… Меня там узнавали, я читала лекции по литературе, потом начальство попросило меня что-то делать на сцене… Когда я вышла на свободу, побывала на могиле Стаса один раз. Все это было очень больно. Стас не подвел меня, он подвел себя. Ему бы жить, а его нет. Я не ругаю Стаса из-за того, что оказалась в тюрьме. Значит, мне суждено было увидеть, что такое преступный мир. Я верю в Бога, в судьбу. Как может быть обидно, если относишься к ней серьезно?»
»
Елизавета Никищихина
У Елизаветы Никищихиной не было главных ролей, но второстепенных персонажей, которых она играла, до сих пор любят и помнят зрители. «Высокие, высокие отношения!» — восклицала ее героиня Нина Орлович в «Покровских воротах». В жизни самой актрисы они тоже были, но закончились ничем.
Девушка с чертами лица, которые сложно назвать идеальными, не была сильно востребована в кино: трагических образов у нее почти не было, а зато комедийных хоть отбавляй. Но в театре Елизавета смогла реализовать свой талант: главная роль в спектакле «Антигона» тому подтверждение. Желающих попасть на трагедию было столько, что билетов было не достать.
Но даже в театре Никищихина не могла похвастаться наличием яркого репертуара: серьезных работ было мало, а после одной значимой роли наступала пауза, и другую приходилось ждать долго.
Выпивать актриса начала после того, как сделала аборт: с возлюбленным Алексеем Познанским отношения сошли на нет, и Елизавета выбрала карьеру.
От психиатра Эрнста Лейбова Никищихина родила дочь Катю, но муж уехал в Америку, а последовать за ним артистка не захотела. Следующего супруга – писателя Евгения Козловского – Елизавета очень любила, но его обвинили в антисоветской пропаганде и несколько раз проводили дома обыски. Когда мужчину на полгода отправили за решетку, актриса ушла в запой. Вернувшись из тюрьмы и увидев, что любимая женщина не может побороть алкогольную зависимость, Евгений подал на развод.
Последние годы своей жизни актриса находилась в жуткой депрессии: работы для нее в театре почти не было, а роли, которые ей предлагали в кино, она играть не хотела. Утешение женщина находила в спиртном. Однажды на Никищихину напал кто-то из друзей-собутыльников, после чего у нее начались проблемы с дыханием и она с трудом глотала пищу. Уже мертвую актрису нашли в коммуналке (квартиру она разменяла, когда дочка вышла замуж): она подавилась кусочком яблока.
«
Екатерина Лейбова, дочь Елизаветы Никищихиной:
«Помню, как ребенком я пришла на свой любимый спектакль «Робин Гуд», в котором у нее была роль Маленького Джона. Робин с Джоном в очередной раз кого-то удачно ограбили и открыли бутылку шампанского, чтобы отметить. И я закричала из зала: «Мамочка, ты же обещала больше не пить!» Спектакль смотрели родители с детьми, и взрослые, услышав такую реплику из уст пятилетней девочки, хохотали до конца действия…»
Комментариев нет:
Отправить комментарий