10 развитых стран с холодными зимами без центрального отопления. Как там согреваются люди?

 

10 развитых стран с холодными зимами без центрального отопления. Как там согреваются люди?

Вы удивитесь, но даже в самых «развитых» странах многие люди живут без элементарных на наш взгляд удобств типа отопления. Вообще, за повсеместное центральное отопление нужно сказать «спасибо» Советскому Союзу. Именно тогда всё это было построено, в той политической системе это было удобно, хоть и очень спорно в плане экономичности и энергоэффективности.

Хотя, однозначный ответ тут дать сложно, потому что Россия — это самая холодная страна в мире и сравнивать нам себя не с кем. Климат у нас очень суровый, в отличие от той же Европы, в которой хоть и бывает холодно, но не настолько.

Но сегодня не о нас, а о них. Расскажу, как выживают бедолаги за бугром зимой, у которых и газ дорогой, и электричество приходится экономить, и дров нет, и центральным отоплением правительство обделило. Причём, если с Турцией всё понятно, там сильных морозов зимой не бывает, отапливаются все сплит-системами, то с такими северными странами как Канада, Финляндия, Норвегия, Германия не всё так очевидно. Греются там по-разному, в том числе и заявлениями европейских учёных, что температура в помещении выше 16―18 градусов крайне опасна для здоровья.

Какая-то крупинка истины в этом есть, но у меня сейчас в комнате +25 и две батареи из четырёх в квартире отключены. Если жарко, проветриваем, и на здоровье вроде не жалуемся.

Германия

Далеко не в каждом немецком доме есть централизованное отопление. Здесь предпочтение отдаётся индивидуальным для каждого многоквартирного дома системам (у нас сейчас така же мода пошла). Чаще всего в домах ставят тепловые насосы, значительно экономящие электроэнергию, и, одновременно, кондиционирующие воздух. Дополнительно, обеспеченные немцы могут поставить себе и отдельный обогреватель. Особенно поощряется государством получение тепловой энергии из возобновляемых источников типа солнечных панелей или ветровиков. Правда, это бьёт по карману, поэтому…

Около половины жилых домов и производственных помещений обогреваются газовыми конвекторами, ещё в пределах четверти ― масляными котлами. До 10% жителей Германии согревают свои частные дома гранульными котлами, а а долю солнечных батарей приходится всего 2% всех систем отопления.

-2

А ещё прагматичные и расчётливые немцы никогда не включают отопление во всём доме. Обычно они собирается в одной комнате и включают отопление только в ней. Если уходят, отключают.

Великобритания

В Англии центральное отопление кое-где есть, но далеко не повсеместно: власти страны не видят в нём особого смысла. В частных домах и квартирах большинства британцев установлены индивидуальные водонагреватели или газовые котлы, греющие воду для водопровода и теплоносители в радиаторах.

А вот температура в комнатах зависит лишь от экономности и личных привычек хозяев. Жители «Туманного Альбиона» не являются изнеженными созданиями, а потому +15 градусов в помещении зимой их вполне устраивает. Быт англичан настолько скромный, что в ванных комнатах и туалетах не устанавливают батареи, а краны для горячей и холодной воды ― отдельные.


Те же, кому слишком уж зябко, просто тепло одеваются, либо ставят бойлер, но также сверхэкономный. На каждом «домашнем» котле есть встроенный термостат с программным управлением и таймером. Например, если рабочий день у жильцов квартиры начинается в 8:00, то они ставят таймер на 6:40, чтобы к 7:00 проснуться и позавтракать в тепле. Вечером, после рабочего дня и похода по магазинам, ужинать англичане тоже будут в тепле, ведь бойлер включится минут за 15 до их возвращения. На ночь обогреватель тоже выключат, ведь под одеялом тепло.

Франция

Французы тоже греются не у радиатора центрального отопления. Из-за влияния Гольфстрима, температура в их стране крайне редко опускается ниже -5 градусов даже на северо-западе, потому и без отопления в большинстве регионов довольно-таки сносно и тепло.

В самых холодных районах есть общедомовые системы отопления, которые жильцы обычно устанавливают сообща (новые дома сдаются в эксплуатацию уже с такой системой), либо каждый ставит собственный бойлер. Обогрев при помощи электричества здесь экономически не выгоден, так как электричество дорожает с каждым годом. Поэтому в большинстве частных домов имеются камины: у кого-то небольшие, у других ― роскошные, оформленные «под старину».

Япония

На севере Японии центральное отопление есть: такую роскошь могут позволить себе жители острова Хоккайдо, где проживает всего 4―5% японского населения. Остальные жители греются каждый самостоятельно, но устанавливают в дома не обогреватели, а кондиционеры, работающие на обогрев. Кроме того, многие греются керосиновыми обогревателями, электроодеялами, электроковрами или греющимися столами под названием «котацу».

Обогревать целое помещение здесь очень дорого: примерно раза в четыре дороже, чем в России. Да и не просто: дома японцев изначально строятся без теплоизоляции, но с высокой воздухопроницаемостью, ведь летняя жара мешает им жить больше, чем зимний холод.

Норвегия и Исландия

Центральное отопление доступно не более чем 7% жителей Норвегии, а есть оно лишь в крупных городах. Монтаж отопительной системы, состоящей из тепловых насосов, весьма дорогой (климат-то холодный!), а потому строительство окупается лишь в районах с плотной застройкой. Подогрев воды в трубах выполняется преимущественно путём сжигания отходов деревообработки и прочих производств. Обогрев при помощи природного газа здесь собираются запретить в ближайшие годы.

Основным способом обогрева домов в Исландии является использование геотермальной энергии. Под землёй там расположено множество горячих источников, вода из которых может подаваться по трубам непосредственно в дания.

-4-4-4-4-4-4-4-4-4-4-4-4-4-4-4-4-4-4-4-4-4-4-4-4-4
-4

-4-4
-4
-4
-4
-4-4-4-4-4-4-4-4-4-4-4

Финляндия

Отопление в Финляндии дорогое, но эффективное и экологичное. Чтобы не замёрзнуть зимой, финны используют солнце, воздух и почву. Как именно? Если с солнечными батареями более или менее понятно, то с землёй ― не совсем. А дело в том, что в Финляндии есть скалы, накапливающие тепло летом, и отдающие ― в холодный период. Фактически геотермальные тепловые насосы, подведённые к домам, черпают энергию буквально из земли. Для этого под слоем грунта прокладываются трубы, наполненные спиртом. Система окупается максимум лет за семь. Обогрев при помощи камина здесь тоже популярен, хоть и менее экономичен.

Китай

В Китае центральное отопление есть разве что к северу от реки Янцзы, где особенно холодно. В остальных же районах применяют кондиционеры, дровяные или угольные «печки-буржуйки», а также электрические, керосиновые, масляные или газовые обогреватели. Тёплые полы и электроодеяла также идут в ход. А ещё в каждом промтоварном магазине можно приобрести индивидуальные «греющие пакеты», сохраняющие тепло до целых суток, а также согревающие пластыри и стельки.


США и Канада

Отопление в Северной Америке по большей части децентрализовано. В многоквартирных домах и крупных учреждениях установлены «греющие» кондиционеров, работающие на фреоне, и фанкойлы, в которых вместо фреона согревается вода. Частные дома обогреваются газовыми каминами и печами. Централизованное паровое отопление есть лишь в Нью-Йорке: система работает с 1882 года и обогревает до 80% жилых домов города.

Останкинская башня: почему она не может упасть

 

Останкинская башня: почему она не может упасть

Николаю Васильевичу Никитину пришлось почти 10 лет отстаивать свой проект строительства Останкинской башни. В 60-е мало кто верил, что бетонная 500-метровая махина способна выстоять на фундаменте, отлитом на глубине меньше 5 метров. Но Никитин уверял: его башня будет стоять до тех пор, пока не надоест.

Удачное место

К середине 50-х годов стало понятно, что старая телебашня на Шаболовке с растущими потребностями в распространении телевизионного сигнала не справляется. Задумались над строительством новой – современной и максимально высокой. Но окончательное решение задерживалось из-за заминки с выбором площадки.

Как писал в воспоминаниях сын Хрущева Сергей Никитич, отец предложил Черемушки. Строительство на возвышенности имело очевидные плюсы – от башни не потребуется чрезмерная высота, а значит, удастся сэкономить и время, и деньги. Комиссия Моссовета утвердила площадку в Черемушках, но когда начали копать котлован, поняли – место абсолютно не подходит. Грунт настолько слабый, что башня не выстоит. Рано или поздно сползет в Москву-реку.

Пришлось искать другие участки – более надежные, в низинах. В итоге стали выбирать между парком им. Дзержинского (бывшим Екатерининским) и Останкинским питомником. Хрущев проголосовал за второй вариант. На месте Останкинского питомника и решили строить новую телебашню.

«Плавающий» фундамент-монолит

Инженеры со всего Союза предложили десятки вариантов башен высотой до 500 метров. Но ни один из проектов не отличался оригинальностью. Это были традиционные мачты с многоярусными оттяжками или решетчатые конструкции из металла. Они напоминали ЛЭП, которые вряд ли можно считать украшением ландшафта. Только в начале 1958 года инженер Николай Никитин представил проект полукилометровой башни из напряженного железобетона. Тогда подобного никто в мире не строил. Прогрессивный и амбициозный проект Никитина выглядел заманчиво, ведь строить планировали не просто телебашню, а «фабрику телепрограмм».

Николай Васильевич Никитин еще со студенчества занимался проектированием конструкций из напряженного бетона. Его первой самостоятельной работой стало строительство новосибирского техникума-общежития на Красном проспекте. Тогда по чертежам Никитина на старом кирпичном заводе отливали железобетонные балки и опоры, которые сразу же увозили на стройплощадку. Так появилось 4-этажное здание техникума с необычным сборным каркасом из железобетона, который устанавливался на монолитном фундаменте.

Решать проблему постройки высотного здания на сложных грунтах Никитину приходилось не раз. В том числе – при проектировании Дома Студента на Ленинских горах. Уже тогда инженер окончательно убедился, что удержать здание на ползучих грунтах способно только нестандартное основание. Вот и сконструировал Николай Васильевич «плавающий» на бетонных понтонах-коробках фундамент.

Напряженный железобетон

При работе над проектом Дома Студентов Никитин решил сразу несколько архисложных задач. Он перенес давление с нижних этажей на верхние, чтобы распределить нагрузку по всему каркасу здания. А затем просчитал и внедрил еще одну смелую технологию – «подвешивать» перекрытия к дополнительным колоннам необычного крестового сечения, разворачивая их под углом к основной оси здания. Такое решение избавляло от необходимости делать температурные швы, которые осложняют эксплуатацию, снижают долговечность здания и повышают стоимость строительства. Никитинское соединение наземной части с фундаментом наделяло здание легкостью, позволяя ему как бы парить над землей.

Устанавливать высотные сооружения на напряженную железобетонную плиту Никитин впервые решился при проектировании здания-башни варшавского Дворца науки и культуры. Тогда он разработал необычный вариант фундамента – монолитную плиту с квадратным основанием на четырех угловых пилонах.

Спор «металлистов» и «бетонщиков»

При обсуждении проектов будущей телебашни мнения разделились. «Металлисты» призывали не рисковать, ведь никто в мире бетонных башен такой высоты не строил. Настаивали на установке стальной конструкции. Технология хорошо знакома – это был главный аргумент. Он, казалось, перевешивал доводы, что обслуживание башни выльется в копеечку, а сама она будет походить на железного монстра, широко расставившего железные ноги и нависающего над Москвой.

«Бетонщики» во главе с Никитиным выступали за башню из напряженного монолитного бетона – современного, дешевого и вечного материала, который требует минимум внимания в процессе эксплуатации. Вскоре весь мир перейдет на бетон, уверяли «бетонщики». А мы что – будем новаторами или поплетемся в хвосте? Вспоминали и про непрерывную чистку Эйфелевой башни от ржавчины, и про дороговизну проекта стальной конструкции.

«Металлисты» удивлялись – как же удастся «забросить» бетон на 500-метровую высоту? Да и не выстоит высоченная бетонная башня на фундаменте глубиной залегания 3,5 метра? А именно так Никитин планировал в первоначальных расчетах. Скептики вздыхали: даже для дымовых труб фундамент закладывают минимум на 5 метров. А тут – башня-небоскреб, которая каким-то чудом должна выстоять без характерного для высоток фундамента глубокого заложения. Никитин раскладывал бесконечные чертежи и расчеты и уверенно заявлял: моя башня не просто выстоит, а простоит как минимум 500 лет.

По воспоминаниям сына Хрущева, именно Никита Сергеевич поставил точку в споре. В 1960 году начали рыть котлован, но через год работы остановили. Опять возникли сомнения в прочности грунта, а также в том, выдержит ли «хлипкий» фундамент фантастическую нагрузку в тысячи тонн. Перепроверяли, пересчитывали, согласовывали еще почти 2 года.

Хотя Никитин был уверен в первоначальных расчетах, он согласился увеличить глубину залегания. По совету немецкого инженера Ф.Леонардта, спроектировавшего штутгартскую телебашню, количество опор с четырех довели до 10. Но высоту башни с первоначальных 505 «дорастили» за счет шпиля до 540 метров. Только в марте 1963 проект утвердили окончательно, возобновив работы на стройплощадке.

Шедевр инженерной мысли

При проектировании телебашни Николай Васильевич Никитин смело отходил от общепринятых мировых стандартов высотного строительства. Бытует легенда, что основные идеи проекта родились у инженера за одну ночь, а прообраз конструкции – перевернутая лилия – привиделся во сне.

Фундамент, который многим казался ненадежным, являлся важнейшей частью конструкции. На глубине менее 5 метров заливали не обычное основание, а десятиугольную монолитную плиту общим объемом 7,8 тысяч куб.м. Для армирования использовали более тысячи предварительно напряженных проволочных пучков.

Такому основанию был не страшен ни огромный вес бетонной конструкции, ни подвижные грунты. Ведь основную нагрузку принимал на себя не подземный фундамент, а так называемый «шлем» – надземное основание телебашни, которое является частью фундамента. Это решение Никитину тоже пришлось долго отстаивать. Он даже пошел на уступку – добавил к четырем опорам в «шлеме» еще шесть. И хотя башня частично утратила грацию и легкость, но все же не превратилась в бетонную воронку, на которой настаивали многие эксперты.

Стянутая не одним тросом

Предметом гордости Николая Никтина стали необычные опоры телебашни. Они напоминали «когти», которыми конструкция намертво «вцеплялась» в грунт. Натянутые стальные тросы заставляли опоры «цепляться» с такой силой, что давление бетонной конструкции не могло заставить их «расползтись». Даже если башня отклонится от центральной оси при ураганном ветре, «когти» с тросами заставят ее вернуться в безопасное положение. Кстати, именно натяжные тросы связывают воедино всю конструкцию – «шлем» основания и вырастающий из него стебель. Подобные технологии в вертикальном высотном строительстве до Никитина никто в мире не применял.

Тросы придают упругость и стойкость «стеблю» башни-цветка. Не позволяют ей сильно раскачиваться от ветра, а это было важнейшим условием. Ведь в противном случае конструкция не выполнит прямого назначения – не будет передавать четкий сигнал, а телезрителям придется смотреть на мигающие экраны и размытые изображения. Верность расчетов Никитина была подтверждена еще на этапе строительства. Когда в 1966 году вышли на отметку в 385 метров, завершив монолитную часть ствола, над Москвой поднялся сильнейшей ветер. Но при натяжке тросов во внутреннем стволе, которые предварительно смазали пушечным салом, башня замерла как вкопанная.

В расчетах Никитин заложил допустимую амплитуду колебаний ствола башни в 11,65 м. Но максимум в 3,5 метра зафиксировали в апреле 1971 года при сильнейшем урагане, который обрушился на Москву. Это дало уверенность, что Останкинская башня действительно будет стоять до тех пор, пока не надоест.

The post Останкинская башня: почему она не может упасть appeared first on Русская семерка.

Самый успешный советский автомобиль - ВАЗ-2106. Почему и за счёт чего именно он?

 

Самый успешный советский автомобиль - ВАЗ-2106. Почему и за счёт чего именно он?

Был ли ВАЗ-2106 самым удачным и успешным вариантом Жигулей. Наверное, если не самым успешным, то одним из самых удачных и популярных, это однозначно. Машину собирали с 1976 г и по 2004 г, 28 лет истории и запредельного спроса. Всего собрали больше 4 млн. экземпляров «шестерок», и это, без сомнения, была культовая машина. Да, именно обычная «шестерка», а не люксовая «семерка».

Как все гениальное, ВАЗ-2106 появился на свет, можно сказать, случайно, благодаря счастливому стечению обстоятельств

Волжский завод сделал несколько первоначальных проектных эскизов на машину, да отложил в долгоиграющую разработку на перспективу. Причем, «шестерку» реально проектировали по более шикарным стандартам, чем тройки. Как говорили конструкторы – душа просила сделать дизайн салона и экстерьера более комфортным.

А тут, как раз подоспел «Автоэкспорт», которому очень нужна была машина с нормальным салоном и кузовом, чтобы зарабатывать валюту «за бугром». Естественно, для любых экспортных поставок в СССР моментально включали «зеленый свет», работы пошли просто очень быстрыми темпами.

Сидения получили подголовники, торпедо и карты дверей отделали под дерево, лучшие грунтовки и краски, фонарики, подсветки и кресла невиданного уровня комфорта с боковой поддержкой. Мало того, для экспорта в Канаду разработали катализаторы и гидробуферы на бамперах, и еще с десяток очень полезной мелочевки. И машины брали. В ту же Канаду продали более 12 тыс. «шестерок». Чуть меньшими партиями продавали в Европу, и даже делали «праворульки» для Великобритании.

Правда, был один нюанс

-2

Первоначально на ВАЗ-2106 заложили установку мотора от Нивы на 80 л.с. и объемом 1,6 л. И с таким мотором «шестерка» небольшими партиями выпускалась вплоть до начала 80-х. И продавалась преимущественно на внутреннем рынке, но с более бедной комплектацией. Без фонариков и отделки под дерево.

Для экспорта это был неплохой мотор, но нужны были маломерки на 1,2 л и 1,3 л, и, в целом, ВАЗ-21063 и ВАЗ-21061 вплоть до 1980 г неплохо уходили на экспорт. А затем продажи встали из-за внешних обстоятельств. Теперь конвейер заработал на внутренний рынок СССР. Правда, требования к машинам смягчили на порядок, убрали лишние детали интерьера, чтобы сделать машину дешевле.

Благодаря экспортным поставкам, высокому качеству сборки, спрос на «шестерки» был просто запредельный. Вплоть до того, что на черном рынке переплачивали 30-40% официальной стоимости новой машины. До 1985 г ВАЗ-2106 был своего рода аналогом «мерседеса для бедных». На «шестерках» катались начальники средней руки, заведующие важными государственными конторами, доценты и главврачи больниц.

Но был ещё один фактор, повлиявший на успех «шестерки»


Это двигатель от Нивы на 80 л.с. Первые экземпляры ВАЗ-2106 с мотором 1,6 л были просто «ракетами» на дороге. Разница в 15-20 л.с. для легких Жигулей была ощутимой. Даже те «шестерки», которые комплектовались слабыми моторами на 69 л.с. и 77 л.с., они все равно пользовались стабильно высоким спросом. Даже при том, что на дорогах уже появились «тройки» и «семерки».

На спортивной ВАЗ-2106, правда, перелицованной под «тройку», выступали и советские гонщики. Легендарный Стасис Брундза и его штурман Арвидас Гирдаускас вошли в шестерку лучших на гонке «Акрополис» в 1976 году. А это, на минуточку, настоящее ралли по меловым горам Греции, очень сложное для легковых авто, с многочисленными каменистыми дорогами, осыпями и щебнем.

Надо сказать, что вплоть до «распада» СССР, репутация «шестерки» в стране была очень высокой. Она превратилась в статусный автомобиль, даже в легенду Волжского автозавода. Кончено, знал о ней и главный автолюбитель страны – Генсек Леонид Брежнев. Как-то на ВАЗе прознали о возможном рабочем визите Брежнева. И даже сделали свой вариант «шестерки» для генсека. С салоном от семерки. Планировалось подарить машину во время визита, но все сорвалось. А люксовый вариант «шестерки» бесследно исчез, растворился в одной из многочисленных делегациях и комиссиях.


Машину в самой простой комплектации делали в Ижевске вплоть до 2004 г. Причем покупатели были, и вполне можно было делать авто и дальше, но экономическая ситуация распорядилась по-иному. Просто машина забирала себе некоторую часть потенциальных покупателей «десяток» только что появившихся на рынке иномарок.

Любимый салат Брежнева "Кремлёвская хряпа": готовится просто, а съедается моментально. Бюджетно и очень вкусно

  Любимый салат Брежнева "Кремлёвская хряпа": готовится просто, а съедается моментально. Бюджетно и очень вкусно Привет, друзья! С...

Популярные