Где снимали фильм «Большая перемена». Места и фото


Где снимали фильм «Большая перемена». Места и фото

Телевизионный мини-сериал «Большая перемена» любят зрители нескольких поколений. Картина вышла на экраны в апреле 1973 года и стала одним из самых забавных и сентиментальных фильмов советского кинематографа, который хочется пересматривать снова и снова.

Фильм собрал и состоявшихся звезд, и молодых, которых вывел в знаменитости после выхода ленты на экраны. В роли принципиального и трогательного преподавателя Нестора Северова снялся Михаил Кононов, а его учениками стали герои в исполнении Александра Збруева, Евгения Леонова, Светланы Крючковой, Савелия Крамарова. Режиссером картины был Алексей Коренев. За основу для сценария взята книга Георгия Садовникова «Иду к людям».

По сюжету Нестор Северов проваливается на экзамене в аспирантуру и идет работать учителем в вечернюю школу. Он становится классным руководителем 9-го «А» класса. Поначалу далекий от мирской суеты, педагог начинает жить заботами своих взрослых учеников. Съемки проходили в павильонах студии «Мосфильм», где были выстроены декорации класса и квартиры главных героев, а также в реальных местах Москвы, Ярославля и Сочи.

РБК Life разобрал эпизоды фильма и нашел сегодняшние локации, где снимали «Большую перемену».

Храмы и набережная в Ярославле

Основная часть натурных съемок «Большой перемены» проходила в Ярославле. В кадре, где Полина (героиня Натальи Гвоздиковой) катается на водных лыжах, видна панорама с узнаваемой лестницей.

MosfilmRuOfficial / YouTube📷Кадр из фильма «Большая перемена», режиссер Алексей Коренев, 1973 год

Сейчас на набережной в этом месте стоит белокаменный Успенский собор. Храм носит статус кафедрального и впервые был построен на этом месте во второй половине XVII столетия, простоял до 1937 года, после чего был взорван вместе со звонницей. Работы по восстановлению собора начались в 2005 году, после окончания археологических раскопок. Поэтому во время съемок фильма его в кадре быть не могло.

Владимир Вяткин / РИА Новости📷Вид на Успенский кафедральный собор на стрелке Волги и Которосли в Ярославле

Справа в том же эпизоде виден купол Ильинско-Тихоновской церкви. Здание и сейчас на этом месте, в настоящее время здесь находятся запасники Ярославского художественного музея.

Стрелка Волги в Ярославле

Несколько эпизодов фильма снимались на ярославском пляже на Стрелке — это место, где река Которосль впадает в Волгу. Тогда еще коса была песчаной и на ней не было ни асфальта, ни фонтанов. На заднем плане видны церкви в Коровниках, звонница монастыря, лестница с верхней набережной на нижнюю. Это хорошо видно в эпизоде со спасением Нестора Петровича, когда учитель истории, пытаясь пробудить в Петрыкине (в исполнении Ролана Быкова) хорошего человека, прыгнул в воду и якобы начал тонуть.

MosfilmRuOfficial / YouTube📷Ролан Быков в фильме «Большая перемена»

По словам оператора картины Анатолия Мукасея, постановщики и не подозревали, что актер Михаил Кононов, сыгравший Северова, не умел плавать и в реальной жизни:

«Мишка так это точно сыграл, что у всех было ощущение, что он отлично сыграл. Но потом выяснилось, что он действительно тонул. И если бы Ролан Быков, который снимался с ним в одной сцене, вовремя бы не подсуетился, неизвестно, чем бы окончились съемки для Кононова. Так что он в прямом смысле слова обязан своим спасением Быкову».

По Волжской набережной по Стрелке шли в школу киносупруги Светлана Афанасьевна и Григорий Ганжа. На этих кадрах можно разглядеть, как выглядело это место в 1972 году во время съемок картины.

MosfilmRuOfficial / YouTube📷Вдалеке видны очертания храмового комплекса в Коровниках в Ярославле, кадр из фильма «Большая перемена»

На заднем плане четко видны очертания Храмового комплекса в Коровниках. Это одна из узнаваемых композиций ярославской архитектуры XVII века. Церковь была построена в Коровницкой слободе (жители ее занимались преимущественно разведением скота) в 1649–1654 годах по заказу и на средства «посадских людей» Ивана и Федора Неждановских. Их захоронение сохранилось до сегодняшнего дня в южной галерее храма. Церковь была закрыта в 1935 году, в 1992-м здание передали Русской православной старообрядческой церкви.

Артем Геодакян / ТАСС📷Храмовый комплекс в Коровниках в Ярославле

На самой Стрелке сейчас расположена одна из главных прогулочных зон с «поющими» фонтанами, велодорожками и памятником 1000-летию города. Парк был открыт в 2010 году к 1000-летию Ярославля.

Irina Papoyan / Shutterstock / FOTODOM📷Парк «Стрелка»

Стадион

Еще одно узнаваемое место в Ярославле — стадион «Спартаковец» в Медведицком овраге, где неугомонный Нестор Петрович подменял на воротах Фукина (его сыграл Валерий Носик).

MosfilmRuOfficial / YouTube📷Кадр из фильма «Большая перемена», режиссер Алексей Коренев, 1973 год

В настоящее время стадион в качестве именно футбольного поля не используется. Сейчас там есть беговая разметка для спортсменов-любителей, проводятся шествия и городские праздники. Летом работают теннисные корты, зимой — ледяные горки с берегов оврага.

Dmitry Baburin 2 / Shutterstock / FOTODOM📷Стадион «Спартаковец» в Ярославле

Рядом со стадионом находится церковь Николая Чудотворца в Рубленом городе, она тоже попадает в кадр.

Церковь была построена в 1695 году на средства посадских людей, занимавшихся судостроительством, верфи находились как раз неподалеку от храма, на Которосли. Это единственный храм на территории бывшего ярославского кремля, сохранившийся с XVII века. По легенде, название храма произошло от местоположения первой деревянной церкви, поставленной на этом месте еще Ярославом Мудрым в ярославском рубленом городе, то есть обнесенном рубленой (деревянной) стеной. В 1920 году храм был закрыт и много лет никак не использовался. В 1980-х годах его заняли реставрационные мастерские Ярославского художественного музея, которому здание принадлежит и в настоящее время.

Владимир Вяткин / РИА Новости📷Церковь Николая Чудотворца в Рубленом городе, Ярославль

Завод в Ярославле

По сюжету, классному руководителю Нестору Петровичу пришлось побегать по промышленным предприятиям в поисках нерадивых учеников, отлынивающих от посещения вечерних уроков, — Гены Ляпишева, Григория Ганжи, Петра Тимохина. Все эти сцены, включая «аттракцион поразительной жадности», когда Тимохин в исполнении Савелия Крамарова считал копейки, снимали на Ново-Ярославском нефтеперерабатывающем заводе (НЯ НПЗ).

Предприятие было запущено в эксплуатацию в 1961 году. С 1995 года предприятие входит в состав вертикально интегрированной нефтяной компании «Славнефть». А съемки знаменитого фильма внесены в летопись заводской истории.

«В 1972 году на НЯ НПЗ проходили съемки популярного телевизионного фильма «Большая перемена». В фильме о приключениях учителя вечерней школы снимались звезды советского и российского кино, в массовых сценах были задействованы рабочие и инженеры НЯ НПЗ. Съемки фильма завершились большим творческим вечером, который устроили актеры и режиссер для работников завода», — говорится на сайте предприятия.

NsdPower / Shutterstock / FOTODOM📷Ново-Ярославский нефтеперерабатывающий завод

ВДНХ в Москве

Эпизод «Сон Нестора», с которого начинается третья серия фильма, снимали в Москве, на территории ВДНХ. В этот момент учителю истории снится, как его возлюбленная Полина возвращается из рейса (она работает стюардессой), а он встречает ее, вручает цветы и жалуется на учеников. В кадре в этот момент показан один из прежних развлекательных ретро-аттракционов на территории выставочного комплекса.

Салон для новобрачных

Ваня Федоскин бежит в салон для новобрачных в первой серии, он окрылен и уверен, что Полина планирует выйти за него замуж. Этот эпизод снимали в столичном универмаге «Минск» (по адресу Славянский бульвар, 13/1), который, по задумке постановщиков, должен был на время съемок превратиться в «салон для новобрачных».

MosfilmRuOfficial / YouTube📷Федоскин бежит в салон для новобрачных, кадр из фильма «Большая перемена»

На стеклянной двери справа можно увидеть надпись «Минск».

MosfilmRuOfficial / YouTube📷Кадр из фильма «Большая перемена», надпись на стекле — «Минск»

Федоскин мчится туда по зову девушки, думая, что она согласна выйти за него замуж. На месте выясняется, что она действительно собралась замуж, но не за него, а за Нестора.

Как универмаг это помещение просуществовало до 2001 года, потом тут открылся магазин электроники «М.Видео», который и до сих пор работает.

Яндекс. Карты📷Магазин электроники «М.Видео» в жилом доме на Славянском бульваре на месте универмага «Минск»

Пушкинская набережная в Москве

Попытку примирения Ганжи с супругой (третья серия фильма) снимали на Пушкинской набережной в Москве. Вдалеке видны дома по Фрунзенской набережной.

MosfilmRuOfficial / YouTube📷Герой Александра Збруева пытается помириться с женой, эпизод снимали на Пушкинской набережной в Москве, кадр из фильма «Большая перемена»

После неудавшегося разговора со Светланой Афанасьевной герой Александра Збруева сел на ступеньки беседки, которая находится здесь же, на набережной.

MosfilmRuOfficial / YouTube📷Ганжа после неудачного примирения с супругой, кадр из фильма «Большая перемена»

Пушкинская набережная — очень оживленное место, находится в районе столичного Парка Горького. Ротонд здесь две, Ганжа сидел на той, что расположена дальше от Андреевского моста.

roundex / Shutterstock / FOTODOM📷Беседка на Пушкинской набережной

Известные фразы из фильма «Большая перемена»

  • «Что же такое получается! Ходишь-ходишь в школу, а потом бац — и вторая смена» (Ляпишев);
  • «Публично чулки не поправлять, юбки не задирать, новыми комбинациями не хвастаться. Все должно быть шарман, черт подери! (в учительской)»;
  • «У всех отцы как отцы, а ты, как мальчик, все в школу бегаешь (Нелли Леднева)»;
  • «Я наблюдал за вами семь дней и пришел к выводу, что вы меня достойны (Нестор Петрович)»;
  • «Я тоже человек! Я целоваться хочу! (Ляпишев)»;
  • «Ходють тут всякие, ходють… (уборщица тетя Глаша)»;
  • «Внимание! Аттракцион невиданной жадности! (Ганжа)».

Интересные факты о фильме

Первоначально фильм хотели назвать «Приключения школьного учителя», но это вызвало недовольство в Минпросвещения. Вышла заметка в газете о съемках, и ведомство получило массу писем от педагогов, возмущавшихся, что труд учителя стал поводом для комедии. Режиссера попросили сменить название картины, и в итоге Коренев остановился на варианте, который предложил оператор Анатолий Мукасей, — «Большая перемена».

В книге Георгия Садовникова «Иду к людям», по которой был снят фильм, персонажа Евгения Леонова не было, а Нелли Леднева училась в школе вместе со своей матерью, причем в разных классах.

Во время футбольного матча игрок в красном нарушает правила, за что судья назначает 11-метровый удар. Его пробивает опять же игрок в красной форме.

«Совершенно секретно»: какие документы СССР никогда не раскроют

 

«Совершенно секретно»: какие документы СССР никогда не раскроют

До сих пор многие архивные документы остаются под грифом «секретно». Их огласка, как считается, может нанести ущерб государственным интересам РФ – правопреемника СССР.

Почему сохраняется гриф «секретно»

Трудно писать о секретных документах именно в силу их секретности. Никто, кроме посвящённых в государственную тайну, не знает, что в них содержится. В лучшем случае, можно лишь примерно перечислить те дела, к которым могут относиться секретные материалы. Остаются недоступными для исследователей многие документы, относящиеся к деятельности высших органов государственной власти СССР 1930-1980-х гг., особенно периода Второй мировой войны. До 2044 года засекречены архивы НКВД, относящиеся к Большому террору 1930-х гг., так что правду об этом трагическом времени удастся раскрыть, в лучшем случае, детям ныне живущих исследователей.

Что же в советском прошлом так может дискредитировать нынешнее Российское государство, если окажется вынесено на свет? Специально оговорюсь: это лишь в том случае, если подобные вещи действительно имели место в истории, и сохранились документы, свидетельствующие о них. Их могло и не быть. Предполагать их наличие мы можем лишь на основании косвенных данных, приводимых в появляющихся время от времени публикациях. [more]

Пройдёмся по порядку, с первых десятилетий советской власти.

Страницы, которые бы хотелось скрыть

Российская Федерация вряд ли когда-нибудь полностью рассекретит дела, касающиеся организации и проведения массового красного террора в годы гражданской войны, происхождения денежных средств партии большевиков во время революции, тайных переговоров советского руководства с кайзеровской Германией, Антантой и заграничными финансовыми кругами, подоплеки Брестского мира и роли отдельных лиц в его заключении, сотрудничества большевиков и панисламистов в деле «революционизирования» Востока, использования военнопленных и военных советников Германии и Австро-Венгрии для создания Красной армии, роли института заложников в принуждении «спецов» к работе на советскую власть, тотального геноцида «буржуазии» в Петрограде в 1918 г., подавления народных восстаний в 1918-1921 гг., организации голода в Поволжье в 1921-1922 гг. Особо следует выделить геноцид казачества. Также непонятна судьба некоторых национальных меньшинств – например, историкам доподлинно неизвестно, куда после гражданской войны делись почти полмиллиона китайцев, пребывавших в России.

До сих пор только по местным архивам и косвенным публикациям можно судить о масштабах народного сопротивления коллективизации и о мерах по его подавлению, в которых были задействованы части регулярной Красной армии, в том числе боевая авиация и химические войска. Лишь частично раскрыт масштаб военного сотрудничества РККА и германского рейхсвера в 1922-1935 гг. Неизвестен масштаб распродажи за рубеж советским правительством культурных ценностей из конфискованных во время революции частных коллекций и запасников государственных музеев. Вряд ли Россией будут когда-нибудь раскрыты все документы, касающиеся возникновения массового голода в республиках, наиболее пострадавших от коллективизации (Украина, Казахстан).

Относительно периода Второй мировой войны явный урон государству может нанести рассекречивание планов наступательной войны против Германии, по разделу мира на сферы влияния, в отношении соседних государств. Историки подозревают табу и на публикацию подлинных данных о потерях СССР в Великой Отечественной войне. Очевидно, что, если на самом деле был приказ Сталина о выселении в один день всех инвалидов Великой Отечественной войны из крупных городов, то документы, об этом свидетельствующие, никогда не будут преданы огласке в нашем государстве.

Печать секретности останется, очевидно, неизгладимо лежать на всех советских планах войны с США после 1945 года, на многих документах, касающихся внешней политики данного периода. Чем ближе к нашему времени, тем сильнее они затрагивают интересы правящих элит не только в России, но и в странах, которые считаются стратегическими партнёрами РФ в «третьем мире». Материалы спецслужб этого периода, вероятно, до сих пор не потеряли актуальности даже в личном отношении. Военные планы позднего СССР, возможно, тоже претерпели мало изменений в настоящее время. Вряд ли российские граждане когда-нибудь узнают о подлинных масштабах безвозмездной помощи СССР развивающимся странам. И уж, конечно, мы не узнаем в обозримом будущем всей правды о войне в Афганистане.

Отдельно следует сказать о медико-биологических экспериментах на живых людях, которые, возможно, проводились в СССР. Но это особая статья.

Никогда не говори «никогда»

На самом деле, сохранение секретности многих документов порождает чудовищные слухи о тайнах, которые в них сокрыты. И эти слухи зачастую наносят ущерб престижу государства ещё больший, чем способно принести полное открытие архивов.

Ничто не вечно под луной. Поэтому никогда нельзя сказать, что то-то и то-то в прошлом никогда не станет достоянием гласности. Например, какие-то важные государственные документы о советском периоде, засекреченные в РФ, могли сохраниться в архивах бывших союзных республик, а ныне независимых государств, и могут быть опубликованы ими. Да и политика нашего государства тоже не вечна и неизменна. Многие из нас пережили события, об этом свидетельствующие, и даже участвовали в них.

Лишь одни архивные документы никогда точно не будут рассекречены. Это те документы, которые были уничтожены без следа. По многим свидетельствам, секретная комиссия ЦК КПСС по расследованию незаконных репрессий, созданная Никитой Хрущёвым после ХХ съезда в 1956 году, уничтожила, по его приказу, немало документов, в которых отражалась личная роль Хрущёва в организации этих репрессий. Если не сохранились копии этих документов, то, очевидно, что многого о сталинском Большом Терроре человечество не узнает уже никогда. Пишут и о том, что в конце жизни Сталина были уничтожены все личные карточки постановки военнообязанных на призывной учёт, заведённые перед Великой Отечественной и во время неё. Это было сделано для сокрытия истинной цифры людских потерь в войне.

Можно предполагать, что документы по тем делам, которые перечислены в этой статье, также никогда не будут опубликованы именно потому, что их тут же уничтожали «после прочтения». Однако ещё раз повторю, что всё это лишь предположения, вызванные самим фактом наличия огромного массива секретных архивных материалов.

Как отбирали стюардесс в СССР, и какая у них была зарплата

 

Как отбирали стюардесс в СССР, и какая у них была зарплата

В советские времена профессия стюардессы считалась необыкновенной и романтичной. Но это было далеко не так. Гражданская авиация времен СССР была полувоенной организацией, поэтому в ней царила жесткая дисциплина.

К кандидатам на рабочие места руководство предъявляло серьезные требования, и отбор проходили далеко не все. Кто мог претендовать на вакансию стюардессы? Как советские девушки становились бортпроводницами?

200-240 рублей в месяц

Многие в те времена мечтали стать стюардессами — преодолеть железный занавес, увидеть зарубежные страны, пообщаться с иностранцами, а возможно, и устроить личную жизнь, удачно познакомившись с пассажирами первого класса.

Работа стюардессы считалась опасной для здоровья и представляющей угрозу жизни, именно поэтому были льготы. Отпуск бортпроводницы насчитывал 78 дней, а заработная плата была выше средней по меркам того времени. Советские стюардессы получали 200-240 рублей в месяц, и зависел заработок от количества часов полетов.

Но не все знали, что у столь заманчивых условий работы есть и обратная сторона: жесткий отбор, специальное обучение, почти армейская дисциплина и необходимость неукоснительно соблюдать целый ряд требований. [more]

Не выше 162 см

К подбору стюардесс руководство гражданской авиации подходило комплексно. Существовал целый ряд требований. Первое — это внешние данные. Во времена первых стюардесс кандидатки должны были весить не более 52 кг и быть ростом не выше 162 см. Со временем эти параметры были изменены на менее жесткие, но советская стюардесса должна была иметь пропорциональную фигуру, быть миниатюрной и симпатичной. В отборе кандидаток принимала участие специально созданная комиссия. Уделяли внимание возрасту кандидаток, охотнее принимали тех, кто не старше 30 лет, лучший вариант — 25.

Учитывались интеллектуальные и коммуникативные способности. Предпочтение отдавалось девушкам образованным, имеющим хорошие манеры. Фаворитами в списке кандидаток были дамы со знанием иностранных языков. Они автоматически попадали на престижные международные рейсы.

Приветствовались и дополнительные специальные знания — медицинские, психологические и технические. Считалось, что такие стюардессы смогут действовать собранно и профессионально в случае непредвиденной ситуации на борту.

Кандидатки, соответствующие вышеуказанным параметрам, проходили медицинскую комиссию, которая оценивала их состояние здоровья. После этого их ждали собеседования на иностранном языке. Заключительным этапом отбора были общение с замполитом, секретарем партийной организации, в парткоме, в политотделе. А пройдя испытания, девушки дожидались одобрения своей кандидатуры в Министерстве гражданской авиации СССР.

«Умеренный макияж, без намека на вульгарность и пошлость»

Дисциплина в гражданской авиации в Советском Союзе напоминала армейскую. Все было строго и в соответствии с уставом, за малейшее нарушение которого можно было потерять работу.

Пристальное внимание уделялось внешнему виду стюардесс. Одеваться девушки должны были строго по форме. Одежда должна была быть всегда чистой и отглаженной. Волосы мытые и обязательно уложенные в аккуратную прическу. Макияж был строго обязателен, но без излишеств — разрешался «умеренный макияж, без намека на вульгарность и пошлость». Оговаривались разрешенные виды и цветовые оттенки декоративной косметики.

Форму для советских бортпроводниц создавали в Москве, в одном из известных домов мод, который сотрудничал с «Аэрофлотом». В 80-е годы все стюардессы страны выглядели одинаково: одеты они были в юбки, блузки и жакеты. Позже комплект дополнили жилетом. Брюки и платья появились в гардеробе стюардесс только в конце 90-х. Был и зимний вариант формы в советской авиации — пальто с меховым воротником, шапка с миниатюрными ушками и кокардой. Обязателен был форменный шарф.

Единственной деталью гардероба, которую стюардессы могли выбирать самостоятельно, была обувь. Но и тут ее характеристики были строго оговорены — она должна была быть определенного фасона, цвета, высота каблука варьировалась от 3 до 5 см.

Известные советские стюардессы

Первой советской стюардессой стала Эльза Городецкая. При этом в трудовой книжке у нее появилась запись «кладовщица». На такую хитрость пошло руководство, поскольку должность «бортпроводница» еще официально не существовала. 5 мая 1939 года Эльза Городецкая обслуживала пассажиров 21-местного самолета ПС-84, который следовал по маршруту Москва — Ашхабад. Должность «бортпроводник» в гражданской авиации СССР официально появилась в этом же году.

Самой узнаваемой советской бортпроводницей стала Татьяна Виноградова. Ее называли знаменитой «девушкой с плаката». В 1970 году она стала лауреатом III Международного конкурса бортпроводников — получила Гран-при как «самая обаятельная». Татьяна покорила жюри так же, как покоряла коллег и пассажиров, — своими безупречными манерами и высоким профессионализмом. Она стала лицом «Аэрофлота» и с рекламного плаката призывала советских граждан пользоваться самолетами авиакомпании.

Татьяна Виноградова — одна из немногих стюардесс, имеющих престижное звание «Заслуженный работник транспорта Российской Федерации».

Имя еще одной советской стюардессы стало известно на все страну благодаря совершенному ею подвигу. Надежда Курченко ценой собственной жизни пыталась предотвратить захват советского пассажирского самолета террористами. Это был первый случай нападения на столь крупный пассажирский борт. Трагедия случилась 15 октября 1970 года. Самолет, благополучно взлетевший и державший курс на Сухуми, перестал поддерживать связь с диспетчером. Террорист в самолете стремился попасть в кабину экипажа. Понимая, что он может уничтожить пилотов, стюардесса решила принять огонь на себя, любой ценой преградить ему доступ в кабину.

Разъяренный дерзостью девушки бандит, сначала оказывал на нее физическое давление, а затем достал оружие. Первая пуля попала Надежде в бедро, но она продолжала сопротивление и успела предупредить экипаж. После этого террорист расстрелял стюардессу в упор. За мужество и героизм Надежда Курченко была посмертно награждена боевым орденом Красного Знамени.

Любимый салат Брежнева "Кремлёвская хряпа": готовится просто, а съедается моментально. Бюджетно и очень вкусно

  Любимый салат Брежнева "Кремлёвская хряпа": готовится просто, а съедается моментально. Бюджетно и очень вкусно Привет, друзья! С...

Популярные