"Вий". Чем дальше продвигались съёмки, тем неуютнее всем становилось

 

"Вий". Чем дальше продвигались съёмки, тем неуютнее всем становилось

Этот фильм посмотрели почти все. Даже дети, несмотря на возрастное ограничение. Щекочущее нервы предупреждение “до 16 лет” только подогревало интерес публики. Страшные эпизоды пересказывались, обрастали новыми подробностями и будоражили воображение. И школьники всеми правдами и неправдами пробирались в кинозалы.

Фильм “Вий” по повести Гоголя, вышедший на экраны осенью 1967 года, стал первым советским фильмом ужасов. Мистический сюжет если и был похож на сказку, то на сказку для взрослых. Страшно было не только зрителям во время просмотра.

Еще с самого начала работы фильм приобрел дурную славу. Ходили слухи, что он проклят. И слухи эти были не беспочвенными. Главных актеров меняли буквально на съемочной площадке. Режиссеров отстранили от работы в самый разгар съемок, а половину отснятого материала выбросили в мусорную корзину. Цепь роковых случайностей не закончилась и после выхода картины на экраны.

Леонид Куравлев был великолепен в роли Хомы

Актеры - люди суеверные. Играть смерть или заигрывать с нечистью, пусть и по сценарию фильма, готовы не все. Тем более если в основе сценария - повесть самого знаменитого мистика отечественной литературы.

Сам Николай Васильевич Гоголь был человеком глубоко религиозным. Но при этом увлекался чертовщиной и верил в существование нечистой силы.

И так получилось, что в год 50-летия Октябрьской революции на экраны страны вышла абсолютно не советская картина. В 60-е годы в Советском Союзе церковь была отделена от государства. Советский народ жил счастливо и не боялся чертовщины. И вдруг на экране появился “Вий”.

“Вий” 1967 года был не первой экранизацией повести русского классика. Незадолго до этого итальянский режиссер Марио Бава поставил по ней коммерческий фильм ужасов, что не могло пройти незамеченным для советского киноруководства.

“Вий” должен был стать ответом заграничным ремесленникам, замахнувшимся на наше литературное достояние. Госкино заявку на фильм о сверхъестественных силах одобрило. Ведь это же Гоголь - писатель первого ряда.

Идея создания фильма принадлежала директору киностудии “Мосфильм” Ивану Пырьеву. Человеком он был смелым, и никакая чертовщина остановить его не могла. Однако приступить к съемкам самому, в силу своей занятости Пырьеву никак не удавалось.

И тогда он решил доверить картину двум начинающим режиссерам: Георгию Кропачёву и Константину Ершову. На тот момент они заканчивали курсы сценаристов и режиссеров при Госкино. “Вий” стал для них дипломной работой. Это было большое событие. Дебютантам достался счастливый билет. Но в то же время это было огромной ответственностью.

Константин Ершов написал сценарий к фильму, а Георгию Кропачёву предстояло отвечать за художественную часть картины, ведь по своему первому образованию он был профессиональным художником. Друзья энергично взялись за дело и провели кинопробы.

Первоначально в роли Хомы Брута Ершов и Кропачёв видели Вячеслава Невинного.

Леонида Куравлева утвердил сам Иван Пырьев. Оказалось, что актер, который стал известен стране после выхода картины “Живет такой парень”, идеально вписывался в образ гоголевского героя.

Молодые режиссеры блестяще справились с подбором актеров. Но тут запустилась цепочка мистических совпадений. Первая заминка случилась с главной героиней.

В роли Панночки начала сниматься Александра Завьялова, которую выбрали из многочисленных претенденток. Но неожиданно актриса тяжело заболела. Долго ждали ее выздоровления, но она никак не могла оправиться. В итоге Завьялова отказалась от съемок. Пришлось срочно искать замену.

Свое согласие дала Жанна Болотова. Но ее постигла та же участь. Она тоже внезапно заболела. В съемочной группе стали шептаться, что с ролью явно что-то не так.

Александра Завьялова, Жанна Болотова, Наталья Варлей

В результате на роль Панночки пригласили Наталью Варлей. На тот момент молодая актриса была очень популярна. Фильм Гайдая “Кавказская пленница…” сделал ее всеобщей любимицей.

К тому же комсомолка и спортсменка в приметы тогда не верила.

Уже на следующий день после утверждения на роль, с Натальи Варлей сняли мерки. Но не для пошива костюмов, а для гроба, в котором ей предстояло летать.

Другую роль - старой ведьмы, и вовсе отказались играть все приглашенные актрисы. В результате режиссерам пришлось брать мужчину. Ведьму сыграл король эпизода Николай Кутузов. Правда, во время съемок он и сам натерпелся такого страха перед нечистой силой, что начал злоупотреблять алкоголем.

Николай Кутузов в роли ведьмы

Натурные съемки проходили на Западной Украине. И здесь создателей подстерегали вполне реалистичные трудности. Режиссеры никак не могли найти обычную хату, крытую снопами соломы. Тогда везде уже косили комбайнами.

И только в одной глухой деревне удалось отыскать мастера, который смог сжать солому серпом вручную и уложить снопы на крышу дедовским способом.

Массовку набрали быстро. Но когда объявили, что всех подстригут “под горшок”, ряды будущих бурсаков-семинаристов поредели. Остались те, кто был готов на жертвы во имя искусства.

Девушек нарядили в вышитые сорочки, некоторым выдали парики с длинными косами. Обувки не полагалось. Они должны были босиком отбеливать полотна на лугу.

Самую леденящую сцену фильма, где Панночка лежала в гробу, снимали в Храме Святого Георгия под Черниговом.

После Великой Отечественной войны церковь пришла в аварийное состояние и стояла без купола. Но режиссерам это не помешало. Они посчитали, что именно эта натура вписывается в гоголевский сюжет.

Молодые режиссеры, впервые получив возможность работать самостоятельно, снимали с энтузиазмом. Им удалось нагнать страх в самых обычных бытовых сценах, абсолютно без единого спецэффекта, играя только на зрительских ощущениях.

Но на “Мосфильме” после просмотра отснятого материала работой вчерашних выпускников остались недовольны. Иван Пырьев посчитал, что режиссерам явно не хватило мастерства. Ему хотелось бОльшей зрелищности.

Спасать ленту, на которую уже было затрачено много средств, Пырьев пригласил знаменитого советского режиссера Александра Птушко. За его плечами уже были сказки ”Садко”, “Илья Муромец”, “Руслан и Людмила”.

Птушко назначили художественным руководителем картины.

Птушко и Варлей за работой

Считается, что именно Птушко сделал картину страшной, хотя многие с этим не согласны. Но тогда Птушко, которому уже приходилось снимать морских царей, говорящие головы и летающих карликов, добавил в картину спецэффекты, кукол и анимацию.

Стал ли “Вий” от этого страшнее - вопрос спорный. Но персонажи, которых он создал вместе с гениальной художницей Сарой Мокель, действительно производили впечатление.

Александр Птушко заразил своей энергией всю съемочную группу. Заставил рабочих переделать уже отстроенные в павильонах “Мосфильма” декорации храма, в котором Хома должен был читать молитвы.

Церковь сделали покосившейся и ветхой. Ее изготовили из гнилых бревен и трухлявых досок. В бутафорском цехе из смол и полимерных нитей сплели несметное количество паутины. Кругом стояли вентиляторы, поддували ее, чтобы она колыхалась. Свечи заказывали в специальных церковных мастерских из воска и стеарина.

Чтобы выразительнее снять сцену падения люстры, бутафоры предварительно повесили множество мешочков с пылью.

Гробов для съемок фильма изготовили три. В первом Панночка лежала. Во втором летала. А третий был с закрытой крышкой. Его сделали в два раза меньше, чтобы легче было перемещать.

Александр Птушко, Георгий Кропачёв, Наталья Варлей, Леонид Куравлев

Создателям фильма пришлось хорошенько поломать голову. То, что Гоголь гениально написал, надо было не менее гениально изобразить на экране.

Над созданием Войска Вия трудились не одну неделю. Для контраста на съемки пригласили 10 лилипутов. Вампиров сделали вислоухими, упырей - трехносыми, вурдалаков - губастыми. И в этом заслуга художников. Ведь Гоголь особо не описывал персонажей.

На роль служителей Вия были также приглашены цирковые артисты, в числе которых были и карлики

В съемках второй ночи Хомы приняли участие настоящие вороны и филины. Всего 50 птиц. В свою очередь, на экранную нечисть наводил ужас петух, который был дрессированный. У него уже имелся опыт работы в Сказке о царе Салтане. Петух пел по команде в любой момент. Птушко собственными руками сколотил для него маленький макет плетня.

Кроме птиц, в картине работала и бригада черных кошек. Они выскакивали из-под ног бедного философа Хомы в самый неподходящий момент. На них еще надевали специальные шапки с рожками.

Были у Птушко и постоянные актеры-животные, которые кочевали с ним из фильма в фильм. Уникальный пес Мишка до этого озвучивал голоса животных: медведей и волков. В “Вий” ему досталась роль в кадре. Собака отчаянно оплакивает умершую Панночку.

Собака Мишка

На роли нечисти пришлось брать подготовленных спортсменов и циркачей. Всего 16 гимнастов. Тяжелые костюмы требовали недюжинной подготовки. И вот главный страшный персонаж - Вий. Костюм для чудища сделали из мешковины, а вместо рук приладили корни деревьев. Эту тяжесть носил на себе спортсмен-тяжелоатлет Сергей Степанов.

Чем дальше продвигались съемки, тем неуютнее всем становилось. Даже в бутафорскую церковь работники старались лишний раз не заходить. Чувство ужаса испытывал и каждый из создателей этой картины.

Наталья Варлей не раз признавалась, что пожалела о своей работе в фильме. Она считает, что именно тогда на нее стали обрушиваться неприятности. Первое случилось прямо на съемочной площадке. Актрису спас Леонид Куравлев.

За кадром

Когда она летела в гробу, она просто перевернулась. А ведь страховка была очень надежной. В основание гроба был вмонтирован механический кронштейн, к которому пристегивали актрису.

-Я ничего не сделал, как просто протянул руки. И в эти руки Наташа угодила, - вспоминал Леонид Куравлев.

Картину еще долго сопровождала дурная слава. Спустя какое-то время один за другим стали умирать люди, причастные к съемкам.

В 1971 году в возрасте 48 лет скончался актер Алексей Глазырин, сыгравший Сотника. После премьеры стал сильно болеть главный режиссер ленты Александр Птушко. Его не стало в 1973 году. Тогда же умер актер Степан Шкурат, сыгравший Явтуха. Спустя 2 года ушел из жизни оператор Федор Проворов. Затем второй режиссер ленты - Константин Ершов.

Конечно, все можно списать на совпадения.

Идут съемки фильма

В Советском Союзе “Вий” 1967 года потряс воображение зрителей. За год проката фильм собрал почти 33 миллиона рублей и занял 13 место в рейтинге.

Картину купили в девяти странах мира. Несмотря на все трудности и препятствия, все сложилось: и режиссерская работа, и актерская.

Даже сам Гоголь говорил, что его основная задача: выставить черта дураком. И в фильме это прекрасно передали. Поэтому этот фильм и хорош. Это не просто ужастик на сюжет, а нечто глубже.

У Натальи Варлей и Леонида Куравлева действительно получилось напугать зрителя.

Дуб из «Операции «Ы» и Атаманша из «Снежной королевы»: история любви Виктора Павлова и Татьяны Говоровой

 

Дуб из «Операции «Ы» и Атаманша из «Снежной королевы»: история любви Виктора Павлова и Татьяны Говоровой

Известные по советским фильмам актеры справились с самыми сложными в жизни ролями - ролями любящих мужа и жены.

По пути в больницу 10 марта умерла известная ролями в фильмах «В августе 44-го», «Строговы», «День за днем», «Убойная сила», «Белый танец», а также в пьесах «Снежная королева», «Мэри Поппинс», «Касатка», «Бедности не порок», «Счастливчики» актриса Татьяна Говорова. Ей было 84 года.

Говорова - вдова Виктора Павлова, сыгравшего студента Дуба в картине «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика». Он также был известен по фильмам «Адъютант его превосходительства», «12 стульев», «Место встречи изменить нельзя», «Здравствуй и прощай», «Четвертая высота», «Не будите спящую собаку», «Одиноким предоставляется общежитие», «Сирота казанская» и сериалам «Бригада» и «Убойная сила».

И Виктор, и Татьяна запомнились зрителям яркими образами в кино. За всю жизнь им пришлось сыграть немало ролей, вжиться во множество амплуа. Талант перевоплощения не раз пригождался актерам, но в отношениях свои чувства и эмоции они не скрывали.

И их трогательная история любви заслуживает не меньшего внимания.

Раздражение

Их знакомство совсем не располагало к роману. Первое, что почувствовала Говорова при встрече с Павловым, - раздражение.

-2

Они увидели друг друга, когда обоим было по 22 года, в театре имени Ермоловой на читке пьесы. Татьяна, уже служившая там актрисой, сочла Виктора слишком зажатым и нервным для профессии. Уж тем более странно так слабо выступать после трех лет в «Современнике».

Вообще артистизм действительно не был у Павлова в крови - он не из актерского рода. Отец был инженером, а мать гинекологом - но театр всегда был неподалеку от Виктора. Семья жила рядом со МХАТом, Центральным Домом актера и Театром Вахтангова.

А вот с робостью будущая жена Павлова не совсем угадала: Виктор с детства пел в хоре, посещал драмкружок и гулять успевал. Из-за одной такой прогулки в 8-м классе он чуть не попал в колонию. Парня исключили из школы и до поступления в Щепкинское театральное училище он работал на заводе.

Симпатия

Отношение Татьяны Говоровой изменилось на одном из квартирников у знакомого артиста. Девушка сидела на диване, поодаль от Виктора. Когда актер взял гитару, оказалось, он прекрасно поет, а еще заботливый и внимательный - предложил коллеге подушку, чтобы ей сиделось удобнее. Тогда Говорова поняла, что чувствует симпатию.

А Павлов смог ответить взаимностью гораздо позже. Актрисе долго казалось, что он к ней равнодушен. Во время гастролей в Ростове-на-Дону влюбленная девушка отчаянно ждала хоть какого-то знака внимания. Она придумала даже собственное гадание: подарит Павлов цветок, когда они проходили мимо торговцев, - быть свадьбе. И он тогда купил розу.

Привязанность

Поездка в Ростов-на-Дону, тем не менее, ни к чему не привела. Разве что Говорова почувствовала, что привязалась к коллеге. И уже на гастролях в Кисловодске не смогла допустить, чтобы Павлов остался без жилья: при распределении по съемным квартирам про него забыли. Актриса уговорила хозяйку, у которой остановилась, поселить молодого человека в ее комнате за ширмой.

В Кисловодске пара сблизилась: они стали больше времени проводить вместе, часто гуляли. Там Виктор признался Татьяне в любви. Снова сильно волновался и снова поразил актрису - так искренне и проникновенны были сказаны долгожданные слова.

Уже по приезде в Москву они стали неразлучны: ходили на выставки и в музеи, благодаря смекалке Павлова проникали на закрытые показы и классические концерты без пригласительных.

Любовь

Татьяна Говорова чувствовала, что любит, и месяцами ждала предложения. Но суженый медлил и сомневался. Тему замужества в итоге с большим трудом подняла сама Татьяна.

Чувства актеров были взаимны, но она боялась быть отвергнутой, а он, как оказалось, стеснялся своего скромного финансового статуса и переживал, что возлюбленная быстро разочаруется.

И лишь когда они уже подходили к ЗАГСу, Виктор во всем признался.

Он усадил Татьяну, красивую, в свадебном платье, на лавочку и попросил еще раз обдумать, такую ли жизнь она себе хотела, какую сулит их нынешнее состояние. Точнее, отсутствие финансового состояния и квартиры. Но Татьяна согласилась, в 1966 году они расписались.

-3

Так, последующие 40 лет - с 26 до 66 лет - они прожили вместе и всегда поддерживали друг друга. Это была красивая тихая и нежная любовь.

Вспыльчивость

Брак оказался счастливым, но молодожены вспыльчивыми. Дважды вначале даже собирались разводиться.

Первый разлад случился из-за обиды актера. В порыве гнева он собрал чемодан и ушел из дома. Дошел до лавочки, возмущенно на ней посидел и вернулся к жене.

Во второй раз уйти решила Говорова из-за того, что муж не предупредил о позднем возвращении домой. Она собралась и ушла утром, но по пути увидела очередь за мужскими дубленками. Пропустить такую удачу было невозможно, актриса бросилась к автомату звонить супругу, чтобы тот успел занять очередь.

Уже в период беременности Говорова переживала, что их чувства могли остынуть. Вот раньше Павлов, например, готовил жене ее любимый шашлык, а теперь куда пропала романтика?

Она в слезах выговорила все мужу. Он молча все выслушал, а потом вдруг встал и спокойно ушел. Актриса впала в ступор, пока не увидела, что Павлов стоит во двор их дома. Оказалось, он ушел, чтобы пожарить ей тот самый шашлык.

Безмятежность

Отношения стали еще крепче с появлением дочери.

-4

В 1967 году родилась Александра, и все волнения ее матери затмило чувство безмятежности. Павлов оказался внимательным и любящим отцом, он находил время на дочь даже в расцвет карьеры.

Супруги всегда были верны друг другу. В творческой среде любовные увлечения кажутся свойственными актерам, ведь они черпают вдохновение из личностей, с которыми выступают. Но Павлов и Говорова неизменно ездили в отпуск вместе и даже с гастролей привозили друг другу подарки.

Одиночество

Пара бы не разлучилась никогда, если бы люди могли жить вечно.

В последние годы жизни Виктор Павлов пережил несколько инфарктов и тяжелый инсульт. Вся тяготы болезней Татьяна переживала вместе с мужем. Она ухаживала за ним ночами. Однажды от усталости актриса заснула рядом с больничной койкой. Когда в палату заглянул врач, Павлов приложил палец к губам, прошептав: «Танюша спит».

-5

В августе 2006 года сердце 65-летнего актера не выдержало. Он умер у жены на руках, и Говорова впервые с их первой встречи почувствовала себя одинокой.

Пережить расставание актрисе помогала ее работа, общение с дочерью и воспоминания о любимом муже. В кино она перестала сниматься еще в начале нулевых, а вот на сцену родного театра выходила до 2016 года. Говоровой не стало спустя 19 лет после похорон супруга, в 2025.

Любимый салат Брежнева "Кремлёвская хряпа": готовится просто, а съедается моментально. Бюджетно и очень вкусно

  Любимый салат Брежнева "Кремлёвская хряпа": готовится просто, а съедается моментально. Бюджетно и очень вкусно Привет, друзья! С...

Популярные