«Праздник большой! Усатый накрылся». Кто торжествовал в день смерти Сталина?

 

«Праздник большой! Усатый накрылся». Кто торжествовал в день смерти Сталина?

Похороны Сталина, 9 марта 1953 года / РИА Новости

Иосиф Сталин скончался вечером 5 марта 1953 года из-за кровоизлияния в мозг. Не до конца ясно, какую роль в его смерти сыграли ближайшие соратники, тянувшие с вызовом медиков, но жизнь страны в тот день бесповоротно изменилась. И если одни люди в тот день скорбели вместе со всем официозом о великой утрате, то для других 5 марта навсегда стало праздником. О том, кто радовался смерти вождя — в материале «Газеты.Ru».

Велико народное горе

К началу 1950-х годов культ личности Сталина достиг апогея. Ни партийные функционеры, ни пропагандисты уже не стеснялись в подхалимских выражениях, и слова вроде «любимый вождь и учитель, автор всех побед нашего народа» превратились чуть ли не в официальный титул. Здравицы Сталину еще при жизни напоминали некрологи, и потому когда он взаправду умер, мастерам пропаганды пришлось искать новые средства художественной выразительности.

«Как внезапно и страшно мы осиротели! Осиротели партия, советский народ, трудящиеся всего мира... Со дня смерти Ленина еще не постигала человечество столь тяжкая, безмерно тяжкая утрата. Мы потеряли отца всех трудящихся, и вместе с чувством навеки незабываемой утраты великая скорбь неслышными шагами прошла по стране и властно вторглась в каждый дом, в каждую семью. В эти дни люди плачут и в одиночестве, и не стыдятся плакать при народе. В эти дни светлые слезы детей и женщин льются вместе со скупыми мужскими слезами тех, кто за четыре года войны, не уронив слезы на поле боя, только скрипел зубами, так и не научившись плакать... Боль и горе жгут наши сердца! Пусть в них навсегда останется святая скорбь об ушедшем от нас отце, учителе, вожде и друге, но непреходящая любовь к нему высушит на глазах слезы! Человечнейший из людей, он любил только мужественных, а не слабых духом», — писала газета «Правда» за день до похорон, 8 марта 1953 года.
   Лаврентий Берия, Георгий Маленков, Вячеслав Молотов, Николай Булганин и Лазарь Каганович несут гроб с телом Сталина, 9 марта 1953 года / AP

На прощание с вождем в Колонный зал Дома Союзов пришли тысячи людей. Часть людей согнали принудительно, но многие шли сами. В целом трудно говорить о добровольности в стране, где не то, что критика, а малейший признак недостаточного уважения к вождю мог стать причиной отправки в ГУЛАГ. Тем не менее, у Сталина были и искренние поклонники, и во время прощания с 6 до 8 марта в давке на московских улицах погибли сотни людей.

Но официозное горе разделяли далеко не все. Ближайшие соратники скончавшегося диктатора уже вовсю боролись за власть, а считающий себя новым правителем Лаврентий Берия сразу начал масштабные реформы. Например, он остановил новый виток репрессий и Дело врачей, а также запретил пытки задержанных госбезопасностью людей. С учетом того, что «бить предателей смертным боем» было личным распоряжением Сталина, можно считать, что Берия сразу начал атаку на наследие своего бывшего босса.

«Ощущение карнавала»

Но если уничтожающая наследие Сталина верхушка все еще не могла критиковать вождя, то за закрытыми дверями у многих обычных людей смерть превратилась в праздник.

«Помню ли я день 5 марта 1953 года? Еще бы — такое не забывается: один из счастливых дней в моей жизни. Сразу же после объявления траурного сообщения по радио мой папа, никогда не использовавший повелевающих интонаций, сказал мне неожиданно твердо: «Так, будешь сидеть дома. Увидят твою сияющую физиономию — побьют. И это еще в лучшем случае». Так что три дня я не выходил на улицу. Общался с товарищами по телефону, соблюдая осторожность и применяя всем нам понятный код», — вспоминал советский театрал и историк Вадим Гаевский, на тот момент только закончивший ГИТИС.
   Похороны Сталина, 9 марта 1953 года / РИА Новости

Гаевский — еврей, и для него смерть вождя была надеждой на прекращение антисемитского Дела врачей. Однако аналогичные чувства испытывали люди всех национальностей.

«Я проснулся в 6 часов утра, когда началась передача и стал говорить Левитан [о смерти вождя]. Я встал и пошел в школу. А потом мы с моим покойным другом Сашей Белошовым таскались по улицам с целью попасть в Колонный зал. Мы бродили двое суток, это было совершенно новое чувство, ощущение карнавала — хотя весело не было, скорее, даже страшновато. Обстановка не радости, а свободы и безвластия. Эти толпы, потерянные и ошалелые, — бессилие власти было совершенно очевидным. Потом мы прошли через Колонный зал. Там лежал конопатый, лысоватый, очень неприятный труп. Но это был момент, когда я еще не окончательно расстался с верой в утопию», — так прощание со Сталиным запомнил скульптор Андрей Красулин.
«Я радовалась. Тогда трудно было не узнать [о смерти Сталина], потому что вся эта похоронная музыка каждый день. <...> Мы не ходили в эту «ходынку» [массовую давку], но в день похорон пошли на истфак, пролезли куда-то на чердаки, чтоб сверху смотреть. Ничего интересного сверху не было. По телевизору потом показывали лучше. У меня было безусловное ощущение: «Сдох». Только такое. Таких человек на истфаке было раз-два и обчелся. У моего мужа не было этого отношения, вряд ли я ему говорила «сдох». Но горя я не испытывала и не показывала никому нигде. Это тоже не было обязательным совершенно, незачем было рыдать, можно спокойно было разойтись», — вспоминала доктор исторических наук Вера Ковалевская, чьего отца, тоже историка, в 1930-е годы расстреляли за «контрреволюционную деятельность».
   Слева направо: Вячеслав Молотов, Николай Булганин, Лазарь Каганович, Климент Ворошилов, Георгий Маленков, Николай Шверник, Чжоу Эньлай, Лаврентий Берия, Анастас Микоян, Никита Хрущев и другие проходят по Охотному ряду за гробом с телом Иосифа Сталина, 1953 год / РИА Новости

В открытую устраивать торжества по случаю смерти, разумеется, мало кто решался, и даже попытка пробурчать свои истинные мысли себе под нос могли закончиться трагически.

«Когда умер Сталин, все девочки в классе плакали и переживали, Лидка Ионова, была у нас такая девчонка с огромными глазами и пушистыми косами, вдруг буркнула: «Слава богу, сдох». И я донесла на нее нашей классной, Нине Алексеевне. Та сказала мне, не повышая голоса и не моргнув глазом: «Иди и не думай об этом. Я разберусь». Классная была классная, она никому больше на Лидку не донесла. А я с тех пор не устаю благодарить Бога, что из-за моего идиотского доноса никто не пострадал. И перед Лидой стыдно до сих пор», — рассказывала переводчик Элла Венгерова.

Это наша свобода

Важно понимать, что при жизни Сталина было опасно обсуждать репрессии даже с близкими людьми, особенно с детьми, которые могут все выболтать в школе. Поэтому когда отца Эстер Дасковской отправили в лагеря, мать много лет врала дочери, что папа просто в командировке. День смерти вождя девочка запомнила навсегда:

«Такой стон шел по деревне. Я вместе с детьми плакала в школе, и все стояли вот так [показывает воинский салют] у портрета со слезами. Потом я пришла домой, а там стол накрыт. Все говорят: «Ура! Праздник большой! Усатый накрылся». Мама мне ничего не говорила, кто это, что это, кто в чем виноват. Я понятия не имела. Только тогда, когда собрались в эти мартовские дни у нас все ссыльные и когда поставили бутылку и когда кричали: «ура!», и «слава богу, что он скончался!», и что «такой собаке вообще собачья смерть» — только тогда я поняла, что он плохой человек. Тогда мне все это мама объяснила. Кто такой папа, кто такой Джугашвили».

Все прекрасно понимали и заключенные ГУЛАГа, для которых смерть вождя была надеждой, как минимум, на амнистию.

«Пятого вечером солдат из охраны за десять банок тушенки и еще сотню рублей принес Косте Шульге бутылку водки. Мы зашли с Костей за недостроенную баню, разлили по приготовленным банкам водку, и я сказал: «Пей, Костя! Это и есть наша свобода!». Я освободился лишь через два с лишним года. Костя и того дольше. Но все равно — и эти два года я жил с наступившим чувством свободы. Сталин — кончился», — рассказывал писатель Лев Разгон в романе «Плен в своем отечестве».

Если внутри СССР выражение эмоций от смерти Сталина подавлялось массовой пропагандой, поклонниками диктатора и органами госбезопасности, то за рубежом эмигрантов не сдерживало ничего. В историю навсегда вошло рекламное объявление одного из вашингтонских ресторанов, открытого эмигрантами с Украины.

«Ресторан 1203 приглашает вас насладиться бесплатным борщом, чтобы отпраздновать СМЕРТЬ СТАЛИНА», — гласила вывеска от 9 марта.
   «Ресторан «1203» приглашает вас насладиться бесплатным борщом в честь празднования смерти Сталина». Рекламное объявление ресторана «1203» в Вашингтоне, 9 марта 1953 года / Getty Images

Интересно, что всего через несколько кварталов в Белом доме настроения едва ли можно было назвать праздничными. Власти США, разумеется, никакой любви к Сталину не испытывали и понимали, что со смертью вождя начнется новая эпоха. Однако какой она будет, не станут ли отношения еще хуже и что можно сделать, не знал никто.

«С 1946 года все так называемые эксперты только и делают, что разглагольствуют о том, что будет, когда Сталин умрет, и что мы как нация должны будем предпринять в связи с этим. Вы можете перевернуть вверх дном все документохранилища и убедиться: плана у нас нет», — заявил 6 марта президент Дуайт Эйзенхауэр.

Плана не было и у самих советских граждан. Практически все понимали, что жизнь изменится, но многие боялись, как бы не в худшую сторону. Неясно, чего именно они могли бояться, но перемены были только к лучшему. Наступившая за смертью Оттепель положила конец тоталитарной тирании, привела к расцвету советского искусства и общественной жизни. Пришел конец и нищете, символом чего стало расселение бараков и коммуналок по индивидуальным квартирами. В целом практически все хорошее, чем запомнился СССР его жителям, это плод хрущевской и брежневской эпохи. И не понятно, что именно из правления Сталина можно вспоминать с ностальгией.

Его ненавидели и обожали: как сложилась судьба легендарного Андрея Мягкова

 

Его ненавидели и обожали: как сложилась судьба легендарного Андрея Мягкова Вечная любовь

Андрей Мягков появляется на телевизионных экранах каждый год. «Ирония судьбы» - неизменная традиция, и участие актера в этой ленте внесло весомый вклад в культуру.

Конечно, артист мало походил на воплощенный им образ Жени Лукашина. Он прошел уникальный путь, который далеко не сразу привел его в актерскую деятельность. Подробности читайте в материале Пятого канала, который публикуют "Известия".

Из Института пластических масс в «Современник»

Родной город Андрея Мягкова – Ленинград. Его мать трудилась в полиграфическом техникуме, а отец, будучи кандидатом технических наук, преподавал в технологическом институте. Неудивительно, что юноша решил последовать примеру родителей – другого он попросту не видел.

-2

После школы Андрей поступил в Санкт-Петербургский государственный технологический университет, где работал его отец. Когда учеба закончилась, начал трудиться в Институте пластических масс.

В жизни Андрея уже тогда был театр, но лишь как скромное увлечение. Время от времени он играл в спектаклях.

И, как это часто бывает, судьбу будущего актера решил случай. На одну из его постановок попал преподаватель школы-студии МХАТ. Стиль игры Андрея Мягкова поразил наставника с первого взгляда. Ему стоило больших усилий убедить юношу поступить.

Андрей сомневался, что впечатлит приемную комиссию. В действительности все вышло совсем наоборот: экспертам не пришлось долго всматриваться, чтобы увидеть в абитуриенте безусловный талант. Так началась карьера Андрея Мягкова на театральных подмостках.

-3

Как только на руках у Андрея оказался диплом об окончании школы-студии МХАТ, он сразу начал выступать на сцене театра «Современник». Долго ждать главных ролей не пришлось: в пьесе по Федору Достоевскому «Дядюшкин сон» Андрей играл Дядюшку. С этой ролью он справлялся отлично.

Так посчитал и режиссер Элем Климов, однажды посетивший постановку. Игра Андрея Мягкова восхитила Элема, так что роль в своем фильме «Похождения зубного врача» он отдал начинающему актеру. Участие в этой картине не принесло Мягкову известности, однако положило начало будущим свершениям.

Роль Алеши Карамазова в ленте «Братья Карамазовы» - другое дело. Эта работа стала гораздо ярче и заметнее. Она принесла Андрею Мягкову много эпизодических ролей в кино. Они не прославили актера, зато давали возможность делать то, что нравится – играть.

-4

Тогда наконец в его жизни случилась «Ирония судьбы, или С легким паром!» Эльдара Рязанова. Пробы прошли очень неудачно. Председатель Госкомитета СССР Филипп Ермаш был категорически против участия актера в фильме: ему показалось, что Андрей Мягков – алкоголик.

Он сделал такой вывод, понаблюдав за актером на пробах. Тот вжился в роль и так реалистично сыграл своего персонажа, что Ермаш не сомневался: Мягков пришел пьяным. Эльдар Рязанов долго пытался убедить председателя, что он ошибается. Актерский талант Мягкова был убедительнее.

«Ирония судьбы» снималась тяжело. Этот фильм ассоциируется у каждого из нас с праздником, чудом, сказкой. Удивительно, как актерам, питавшим друг к другу неприязнь, удалось создать эту атмосферу.

-5

Ольга Науменко, сыгравшая роль Гали, часто жаловалась на Андрея Мягкова. Она рассказывала, что актер появлялся на площадке всегда в дурном расположении духа, не желал ни с кем разговаривать и, отыграв эпизод, уходил.

Не была впечатлена Мягковым и Барбара Брыльска – самая яркая звезда фильма. Она неоднократно обращалась к Рязанову с настойчивой просьбой убрать из фильма все поцелуи между Надей и Женей. Актер расстроен не был, более того – нежелание коллеги он полностью разделял.

А вот Эльдар Рязанов – нет. Он настоял на своем, так что актерам пришлось целоваться. Сделать это для них оказалось непросто, но во славу искусства они смогли переступить через себя. Удивительно, но режиссера характер Мягкова не смутил, напротив: сотрудничество с актером Рязанову пришлось по душе.

-6

Так Мягков получил приглашения в «Служебный роман» и «Жестокий романс». Эти картины сделали славу Мягкова неоспоримой.

К слову, во время съемок «Жестокого романса» с актером произошел кошмарный случай. Мягков проплывал на лодке мимо буксира. Рязанов хотел, чтобы актер находился максимально близко к судну.

В попытках осуществить задумку режиссера, мужчина не заметил воронку, образовавшуюся неподалеку он лопастей буксира.

-7

Именно туда затянуло Мягкова. Всего мгновение – и съемочная группа в ужасе замирает. Из-под воды один за другим выныривают раздробленные куски лодки, а Андрей Мягков – нет.

Паника поднялась также быстро, как утихла: как только стало понятно, что актер смог выплыть с другой стороны буксира, все пришли в себя.

Вечная любовь

Первой любовью Андрея Мягкова стала Тамара Абросимова – его однокурсница из первого университета. Когда они учились вместе, были неразлучны. Девушка даже играла вместе с возлюбленным в любительских постановках, правда далеко это не зашло.

-8

Поступление в школу-студию МХАТ – судьбоносное решение в жизни Мягкова. Не только потому, что актерская деятельность помогла ему навсегда остаться в сердцах миллионов поклонников. В студенчестве он встретил девушку, с которой ему было суждено провести всю оставшуюся жизнь.

Мягков влюбился в Анастасию Вознесенскую отчаянно и безвозвратно. Он сразу сообщил Тамаре, что уходит к другой. Девушка смогла принять решение возлюбленного, однако разлюбить его ей оказалось не под силу.

До конца жизни Тамара Абросимова терзала себя сожалениями о том, что упустила Андрея Мягкова. А вот актер обрел безусловное счастье вместе с Анастасией Вознесенской.

-9

Всю жизнь они прошли бок о бок. Мягков не любил расставаться со своей женой даже на время съемок – он всегда ставил режиссерам условие, что если в фильме играет Андрей Мягков, то играет и Вознесенская, пусть даже незначительную роль.

Актеры провели вместе всю жизнь. Детей у них не было, но, кажется, это обстоятельство не стало для супругов поводом тосковать. Они объяснили такое решение бесконечной преданностью своей работе.

Затворничество

Андрей Мягков – довольно замкнутый человек. Он не появлялся в кино после начала нулевых. Сам артист позднее объяснил такое решение разочарованием в русском кинематографе. Вечные попытки «угнаться за западом» расстраивали Мягкова, он не хотел иметь ничего общего с подобными лентами.

-10

Режиссеры долго не могли смириться с радикальным решением актера и продолжали заваливать его предложениями о ролях. Все зря: Андрей Мягков стоял на своем и больше не появился на экранах. Аргументы были те же: в погоне за зрелищами фильмы потеряли смысл и лишились души.

В 2017 году актер начал страдать из-за проблем со здоровьем. Он никогда не делился публично своим состоянием, потому что хотел избежать лишних волнений.

На деле же Мягков очень страдал из-за пораженных суставов и сосудов. В феврале 2021 года он упал без чувств у себя дома. Жена вызвала скорую помощь, однако врачи ехали слишком долго.

-11

Актер не смог дождаться приезда медиков. Он умер от острой сердечной недостаточности, как стало известно позднее. Его супруга, Анастасия Вознесенская, скончалась спустя год после смерти Андрея Мягкова.

Любимый салат Брежнева "Кремлёвская хряпа": готовится просто, а съедается моментально. Бюджетно и очень вкусно

  Любимый салат Брежнева "Кремлёвская хряпа": готовится просто, а съедается моментально. Бюджетно и очень вкусно Привет, друзья! С...

Популярные