8 грузовиков СССР, о которых плохо отзывались водители

 

8 грузовиков СССР, о которых плохо отзывались водители

Причиненные в ходе войны с немцами разрушения требовали восстановления. Понимали это и простые люди, и партийное руководство СССР.

Многие предприятия, включая автозаводы, за время военных действий были эвакуированы. По возращению в родные города приходилось не только ремонтировать здания цехов, но и заново их отстраивать.

Страна остро нуждалась в технике, поэтому все делалось для того, чтобы максимально быстро наладить серийный выпуск техники.

Самым дефицитным видом транспорта считались автомобили для перевозки различных грузов.

Для их создания выделялись немалые средства, поэтому к разработке новых грузовиков относились со всей ответственностью. Финансирование было настолько урезано, что первое время некоторые модели грузовиков выпускали с деревянными кабинами.

К сожалению, как показало время, не все проекты получились удачными. Из всей техники, было несколько моделей с явными техническими недоработками.

Прямолинейные и простые в поступках, советские шоферы, по крайней мере, те, кому выпало работать на этих грузовиках, не стесняясь в выражениях, высказывали все свои претензии.

Порой дело доходило до того, что на них отказывались выполнять работу, мотивируя свое поведение тем, что технику приходиться больше ремонтировать, чем выполнять на них работу.

Так что же это были за грузовики, на которых шоферы не хотели работать, и что являлось причиной такого явления.

ГТУ-10

Мысль использовать вместо обычных ДВС электросиловые агрегаты давно хотели воплотить в реальность многие коллективы КБ автозаводов.

Американцы разработали несколько грузовиков от электрического питания для работы в карьерах, и идея на практике оказалась экономически правильной.

-2

Одним из проектов, который в принципе можно было использовать для выполнения работ при коммунальных хозяйствах городов, где имелись троллейбусные линии, стала модель грузовика-троллейвоза ГТУ-10.

С цель проведения испытаний в 1961 году инженеры и рабочие института «УкрНИИпроект» собрали и запустили на электрифицированный участок одной из линии, по маршруту Симферополь-Ялта испытательный образец.

Базовой моделью при создании стал грузовик марки КрАЗ-219, выпуск которого наладили на Кременчугском автозаводе.

Два основных электросиловых агрегатов мощностью в 172 кВт и обычный вспомогательный дизельный двигатель, оставленный инженерами на случай отключений электроэнергии вполне справлялись с эксплуатационными заданиями.

-3

Прошедшая испытания машина была признана удачной, но появилась проблема: кто будет управлять грузовиком такого типа.

Для обучения будущих шоферов требовались специалисты, понимающих тонкости технических характеристик троллейвоза.

Что самое интересное, ни обычные шоферы, ни водители троллейбусов не желали садиться за руль единственного грузовика с «рогами».

Исходя из возникшей ситуации, с грузовика демонтировали электродвигатели и перенаправили на другие работы.

ЗиС-151

Во время войны союзные государства оказывали техническую помощь советскому народу для борьбы с гитлеровской Германией.

Переданные Америкой грузовики марки Studebaker US6 отличались хорошими техническими характеристиками и эксплуатационной выносливостью.

Эта особенность заинтересовала не только советских инженеров, но и руководство страны. По окончанию войны было принято решение по возможности создать грузовик, не уступавший американской модели.

-4

Советские инженеры практически «передрали» с американского грузовика основные параметры, поэтому машина даже внешне очень напоминала Studebaker.

И все бы было хорошо: технические характеристики вполне передовые к тому времени, машина маневренная, но по прохождению испытаний появилась одна, но очень сложная в решении проблема.

Дело в том, что на американской модели использовались колеса с более широкой резиной, что обеспечивало проходимость машину даже в условиях бездорожья.

На советском грузовике установили односкатного типа колеса, которые были значительно уже от оригинала.

-5

Все можно было бы изменить, если бы советский автопром выпускал одновременно несколько типов резины, но после войны их производством занималось всего два завода, и выпускаемая однотипная резина по ширине уступала американским производителям.

Инженеры попытались исправить недоработку, установив дополнительные колеса, но это не только не решило проблему, а наоборот, машина еще чаще стала грузнуть.

Дело в том, что зазор между колесами забивало грязью и, попадая на бездорожье, машина намертво грузла.

Серийный выпуск машин прекратили далеко не сразу, так как уже была налажена линия по выпуску деталей. В конце концов, остатки запчастей передали на ремонтные базы, а сам проект закрыли.

МАЗ-510

Минский автозавод практически в первые послевоенные годы наладил выпуск различной техники, включая марки грузовиков.

Выпущенная в 1962 году модель грузовика являлась спецзаказом партии, где основным требованием было максимально качественные технические характеристика и экономия при сборке листового металла, который считался особенно дефицитным в тот период.

-6

Минские инженеры решили сэкономить на кабине, справедливо решив, что если убрать место для пассажира, металла потребуется на треть меньше.

Решение было крайне интересным, так как поступило предложение чтобы на месте, где обычно находился пассажир, можно было разместить моторный отсек. Чтобы ускорить проектирование, было принято решение взять за основу одну из моделей, серийный выпуск которой уже был налажен.

Первые испытания показали, что в целом все было продумано и пригодно к выпуску техники.

Единственной проблемой оставалась непонятная ситуация с расходом топлива. Его почему-то требовалось больше, чем обычно, при этом перерасход был налицо: на обычных грузовиках для выполнения одинаковой работы в целом удавалось сэкономить, а на МАЗ-510, наоборот.

-7

Причина этой проблемы выяснилась практически сразу: отсутствие обтекаемости кабины затрудняло движение грузовика на скорости.

На практике получалось, что чем скорее машина двигалась, тем больше требовалось топлива. Накат практически был невозможен: машину в буквальном смысле слова упирало в стену встречного воздушного потока.

В ходе испытаний выяснилось, что главная задача по выпуску недорого грузовика, на котором можно было сэкономить на сборке, не была выполнена. Машина была невыгодна ни одному предприятию, так как топлива, которое она расходовала, вполне хватало на два обычных грузовика.

ЗиС-150

Стране требовались грузовики с повышенной грузоподъемностью. Для выполнения задачи, поставленной правительством, коллектив инженеров автозавода решил, модернизировав более старые модели, добиться, что бы новый грузовик перевозил не менее 4 т груза.

-8

Созданный сразу по окончанию войны автомобиль ЗиС-150 отвечал этим требованиям, и грузовик можно было запускать в серийный выпуск, так как испытания проект прошел успешно.

Проблемы начали появляться не сразу. В целом машина получилась удачной: маневренной, с хорошей проходимостью и не сложной в ремонте всех узлов, кроме рамы.

Именно рама оказалась неудачной в расчетах: ее постоянно деформировало, а местами разрывало.

-9

Сельским водителям сложно было работать на такой машине, так как там, в основном везде было бездорожье.

Нередкими бывали случаи, когда после того как раму ремонтировали, ее практически при первом выезде снова разрывало.

После множеств обращений к коллективу завода о проблеме, машину решили снять с производства, посчитав нецелесообразным изготовление усиленного типа рамы.

ЗИЛ-132Р

Модель грузовика, созданная в 1960 году, предназначалась в качестве техники для перевозки военных грузов.

Главным критерием являлось возможность использовать грузовик в условиях бездорожья. Это была одна из немногих моделей, где инженеры при создании использовали новейшие технические достижения в автомобилестроении.

-10

Бескапотный тип кабины, возможность использовать дополнительные прицепы, и даже комфортные условия для водителя, были теми важными дополнениями, которые обеспечивали бы качество перевозки грузов.

Проблемы, несмотря на удачные испытания, проявились со временем. Несмотря на хорошую проходимость в условиях бездорожья, маневренность была очень слабой.

Водителям, для того чтобы войти в поворот или выполнить нужный маневр приходилось тратить не только время, но и нервы.

-11

Другой проблемой, которая и вовсе поставила в тупик, стал повышенный расход топлива.

Загруженному грузовику на 100 км пробега требовалось как минимум 80 л топлива.

Поразмыслив, военное руководство страны решило снять заказ. Оставшиеся машины старались не выгонять из ангаров воинских частей, что только ускорило их разрушение.

Колхида КАЗ-606

В начале 50-х годов прошлого столетия разработка грузовика коллективом КБ Рижского автозавода, по указанию руководства страны была передана работникам Кутаисского автозавода для изготовления техники серийно.

Понять, почему грузинский тягач снискал славу самого неудачного грузовика поры СССР, не сложно.

-12

Машина была сырая в доработке, и если добавить к этой проблеме еще и то, что она буквально рассыпалась на ходу, то понятно, почему водители ненавидели эту модель.

Проблем по сборке было много: кабину постоянно приходилось осматривать и выявлять ослабленные участки. Нередки были случаи, когда плохо закрепленная кабина опрокидывалась с рамы прямо в движении.

В лучшем случае водитель мог отделаться испугом, в худшем – погибнуть.

Недоработку замков дверей кабины за 30 лет серийного выпуска модели так и не решили: двери, как водителя, так и пассажира постоянно открывались в движении.

-13

В лучшем случае машина могла продержаться 5-7 лет, после чего ездить на ней было невозможно.

Чтобы иметь от машины хоть какой-то толк, запчасти использовали при ремонте ЗИЛов.

Самым непонятным в этой истории является то, что за весь период серийного выпуска «Колхид» ни на одном этапе модернизации проблемы не были устранены.

ЗИЛ-157

Назвать модель неудачным проектом, сложно, так как машина во многом получилась удачной как в техническом, так и технологическом плане.

-14

Этот грузовик один из немногих, которому в народе дали самое большое количество прозвищ. Одним из самых непонятных, и даже агрессивных стало прозвище «людоед».

Опытные шоферы знали, что невнимательность и суета при управлении может привести к травмам плечевого сустава и даже переломам кисти рук и пальцев. Особенно страдали молодые неопытные водители.

-15

Тугой ход руля и наличие на нем спиц становились причиной травм. Сколько всего было несчастных случаев, сказать сложно, но то, что молодежь боялась садиться за руль этой модели, является достоверным фактом.

ГАЗ-51

Те, кто успел поработать на этой модели грузовика, помнят недостатки модели, которые часто приводили к авариям даже шоферов имевших солидный опыт работы.

-16

Самой большой проблемой грузовика являлись неэффективность тормозной системы.

Чтобы не угодить в аварию или не слететь с поворота, необходимо было нажатиями на педаль тормоза прокачивать систему, чтобы тормозная жидкость подняла нужное давление в тормозных цилиндрах. Быстро на «газонах» старались не ездить, поэтому водители постоянно задерживались в рейсах.

Это не единственный недостаток грузовика. Когда начинался сильный дождь дворники, часто не справляясь с потоком воды, останавливались, и их приходилось вручную подталкивать для запуска.

Перегретый двигатель, особенно на ухабах мог внезапно заглохнуть, даже на оборотах. Запустить его получалось не сразу, что крайне нервировало водителей, которые проклинали инженеров, создавших автомобиль.

А чтобы выйти из кабины, приходилось опускать стекло, чтобы воспользоваться наружной ручкой, так как внутренняя часто отказывалась выпускать хозяина.

Были еще недостатки, но уже малосущественные, такие как постоянное выпадение провода катушки зажигания, который фиксировали чем только можно, даже спичками, плохой обогрев в зимний период, слабая герметизация лобовых окон.

Зато, когда водителей пересаживали на другие марки грузовиков, там они чувствовали себя полноценными хозяевами техники: опыт езды на «газоне» был бесценен.

Савелий Крамаров. "Плакала я. А Савелий просто ругался как последний сапожник"

 

Савелий Крамаров. "Плакала я. А Савелий просто ругался как последний сапожник"

На экране ему доставались роли недоумков и криминальных личностей. “Джентельменов удач”, хотя и добрых по натуре. Из-за косоглазия внешность Савелия Крамарова была на 100% карикатурной. Но его героев-недотеп обожали.
К актеру часто подходили на улице, бесцеремонно хлопали по плечу и предлагали выпить. Савелий едва сдерживался. Поклонники не знали, что имеют дело с религиозным и тонко чувствующим человеком. А экранная маска идиота - результат великолепной работы большого актера, который по команде режиссера умел включать “Крамарова”.

Крамарова узнавали везде. Не успевал он зайти к другу, как перед входом в квартиру вырастала очередь за автографами. Он пытался прятаться за темными очками, надвинутой кепкой. Ничего не помогало.

Он был очень востребован в советском кино

О такой популярности можно было только мечтать. Но Савелию всегда чего-то не хватало. В 47 лет он покинул Советский Союз, чтобы сделать карьеру в Голливуде.

Последние годы жизни актер был до одержимости увлечен активным образом жизни. Упражнениями поддерживал физическую форму, придерживался принципов здорового питания. И всего за несколько месяцев до смерти был уверен: о здоровье ему беспокоиться нечего. Когда актер услышал диагноз: рак кишечника, сначала не поверил. А потом разозлился на несправедливость судьбы.

-Я сидела вместе с ним в машине. Он не плакал. Плакала я. Он просто ругался, как последний сапожник. Я никогда не слышала, чтобы Савелий так матюкался. Было очень тяжело. Но он тут же стал делать какие-то звонки. Он все равно надеялся и был готов бороться.
Наталья Сирадзе. Вдова актера.

Известие о своей тяжелой болезни Крамаров получил в феврале 1995 года. Доктора предложили сделать операцию, и Савелий без колебаний назначил ее в ближайшие дни. Затем последовал курс химиотерапии. Шесть недель и… осложнения. Началась деформация сердечного клапана. Стали образовываться тромбы.

В конце апреля Крамаров очень быстро потерял способность сначала видеть, затем говорить и глотать. Его экстренно госпитализировали. Он оставался в полном сознании. И оттого ощущение собственного бессилия пугало Савелия еще больше.

Страх походил на тот, что он испытал еще в детстве. Саве, как звали его тогда в семье, было 4 года, когда ночью в квартиру ворвались чужие люди. Они с грохотом бросали на пол книги, выворачивали ящики комода. Сава плакал, но мама почему-то не подходила к нему. Словно окаменев, она стояла у стены, глядя, как отца Савы выталкивают за дверь.

Отец Крамарова был известным московским адвокатом. В 1937 году участвовал в процессах против врагов народа. Нужно было во всем соглашаться с прокурором и робко просить для подсудимого снисхождения. Виктор Крамаров поступал иначе. И в 1938 году был осужден за соучастие и сослан в лагерь.

Родители Савелия Крамарова

Что на самом деле произошло в ту ночь, Сава узнал лишь годы спустя. Маленькому Саве мама сказала, что папа на фронте и должен вернуться.

-Я ждал его очень и ходил на вокзал, - во время интервью 1994 года Савелий Крамаров расплакался и не смог ничего сказать.

Когда ему все-таки рассказали правду, Крамаров стал посылать отцу трогательные письма. “Дорогой папа. Мы с мамой живем хорошо. Я учусь на 4 и 5”.

Савелий лукавил. В школе он учился плохо. Его постоянно дразнили за косоглазие. Крамаров научился давать сдачи и как-то в одиночку побил троих обидчиков. Он никогда не жаловался, зная, что матери не до его детских обид.

Главной радостью в жизни Савы были походы в театр. Но денег на билеты не было. И Крамаров придумал хитрый способ. Он подходил к окошку администратора и говорил: "Мне заказал пропуск такой-то, такой-то".

Но однажды Савелия поймали с поличным. Актер, чье имя назвал Крамаров, стоял как раз неподалеку и разоблачил мальчишку. Администратор задержал Савелия, позвонил матери. Та немедленно пришла за сыном, поблагодарила, что не вызвали милицию, и обещала наказать юного мошенника.

Но вместо этого, едва выйдя на улицу, остановилась и восхищенно воскликнула: “Все-таки мой сын станет великим артистом!” Так и случилось.

Мама Савелия преданно ждала возвращения мужа. Когда в 1946 году срок заключения подошел к концу, она отправилась в Бийск. Вернулась одна, с потухшими глазами. На вопросы сына о папе уклончиво отвечала: "Он не смог приехать". Она узнала, что муж после лагерей вернулся и женился на другой женщине.

В 1949 году Виктор Крамаров был арестован повторно. Через два года в ссылке в Красноярском крае он покончил с собой. Сломленная этим известием мама Савы сильно сдала. Савелию едва исполнилось 16, когда она умерла. Подросток остался на попечении родственников.

-У мамы была сестра, у которой не было детей. Они с мужем взяли его в семью. Он у них какое-то время жил.
Ирина Курляндская. Вдова двоюродного брата Крамарова.

Но по большому счету Савелий был одинок и никому не нужен. Он остро переживал это. Единственным местом, где подросток чувствовал себя хорошо, был темный зрительный зал. Глядя на театральную сцену или экран, Крамаров представлял себя на месте красивых и удачливых героев.

Он грезил карьерой актера, но родственники, от которых Савелий полностью зависел, настояли: нужна более земная, надежная специальность.

-Отец моего мужа был строителем. Он очень хотел, чтобы Савелий получил какую-то специальность, помимо актерской. Он говорил ему: "Какой ты актер с таким лицом". И даже когда он стал известным актером, родственники его как актера не воспринимали. Они все время его критиковали и говорили: "Ничего особенного. Что ты зазнаешься?"
Ирина Курляндская. Вдова двоюродного брата Крамарова.

Савелий попытался стать адвокатом, как отец. Но в приемной комиссии юридического факультета его развернули: Сыну врага народа у них не место.

Крамаров поступил в Лесотехнический институт. Конкурс был небольшой, и к анкетным данным там не придирались. Правда, Сава больше времени стал посвящать студии самодеятельности при Центральном доме работников искусства.

У него был необыкновенно смешной номер: “Передвижение рояля”. Крамаров брался то за одну ножку, то за другую. Изображал муки и невероятные усилия. Затем в изнеможении падал, забравшись на рояль. Мог ли Савелий тогда предполагать, что пророчество матери сбудется и он в самом деле станет знаменитостью.

Первый успех пришел к нему, когда он еще выступал со своими номерами в ЦДРИ. Поклонницы, к которым Савелий не мог остаться равнодушным, практически разрушили его первый брак с однокурсницей из Лесотехнического института Людмилой. Позже Савелий признавал: "Мы поженились по глупости. Спустя три года разошлись, как в море корабли". К тому времени Крамаров уже начал сниматься в кино.

Свою первую роль в кино Крамаров получил случайно. На военных сборах от Лесотехнического института он подружился с будущим режиссером Алексеем Салтыковым, тогда еще студентом ВГИКа. Когда Салтыков снимал короткометражку “Ребята с нашего двора”, он позвал Савелия на роль дворового авторитета Васьки-ржавого.

В 1961 году все тот же Салтыков совместно с Александром Миттой искали актеров для новой картины “Друг мой, Колька!..” Савелию предложили сыграть Пигмена. Персонаж вроде отрицательный, но по сути добрый, нелепый и чудаковатый. Вскоре на улице стали узнавать того самого хулигана.

"Друг мой, Колька!" (1961)
"Ход конём" (1962)

А предложения сняться в кино посыпались как из рога изобилия. И Крамаров оправдывал ожидания. Его персонажи всегда были немного придурковатые, но любой эпизод с ним запоминался.

Но по-настоящему бессмертную славу Крамаров обеспечил “Неуловимым мстителям”, произнеся единственную реплику: "А вдоль дороги мертвые с косами стоять. И тишина…"

С той поры Крамаров превратился во всенародного любимца. И, казалось, стал совершенно счастлив. В том числе и в личной жизни. Несмотря на своеобразную внешность, он легко знакомился и покорял девушек.

Когда в жизни Савелия появилась эффектная блондинка Маша, которая работала в НИИ архитектуры, актер гордился ею, как трофеем.

Савелий с женой Машей

Маша подарила Савелию удивительный шанс на счастье. Ей не нужен был муж-актер, муж-знаменитость. Ей нужен был только Савелий. Такой, какой он есть. Она его полностью принимала, понимала.

Но в тот момент фортуна ослепляла Крамарова своей улыбкой. Ему везло во всем, и казалось, так будет всегда.

"Джентльмены удачи" (1971)

В 1971 году Савелия пригласили сыграть в комедии Александра Серого “Джентльмены удачи”. Комедия стала лидером советского кинопроката 1972 года. Было продано свыше 65 миллионов билетов. Герой Крамарова, который в начале фильма представал в привычном зрителю образе недалекого и придурковатого типа, по ходу развития сюжета испытывал глубокие драматические переживания, которым зритель не мог не сочувствовать.

Савелий Крамаров, Евгений Стеблов

Трудно было поверить, что так мастерски владел аудиторией актер, у которого даже не было профессионального образования. Но Савелий вновь и вновь был готов доказать свой драматический дар. В ”Большое перемене” начал появляться несколько другой Крамаров.

В 1972 году Крамаров поступил в ГИТИС. Из-за съемок времени на учебу катастрофически не хватало. Но Савелий получил заветный диплом.

Савелий Крамаров. 1973 год

В 1974 году Крамарову дали звание Заслуженного артиста. Узнав об этом, Савелий прослезился. Мама оказалась права. И он ее не подвел!

Впервые Савелий задумался о Боге после смерти матери. Тогда он, подросток, испытал потребность обратиться к какой-то высшей силе. Вскоре его молитвы, больше походившие на разговор с близким, стали частью повседневной жизни.

Однажды Крамаров получил письмо от дяди из Израиля. Тот приглашал Савелия приехать к нему. Это случилась как раз в тот момент, когда актер переживал творческий кризис. Он устал играть смешных идиотов, но за рамками этого амплуа ему ничего не предлагали.

Это был уже не тот Крамаров, что раньше. Он начал говорить, что хочет играть серьезные роли, хочет найти другого режиссера. Предложения перебраться в Израиль Крамаров не рассматривал. Но о приглашении от дяди стало известно там, где надо. После чего популярнейшего артиста перестали снимать.

В 1978 году его советская фильмография оказалась закончена. Возможно, Савелию следовало переждать год-другой. Но он внезапно загорелся идеей сделать карьеру в Голливуде. И подал документы на выезд. Разразился скандал. Его долго не выпускали.

-Он приехал ко мне и говорит: -Мне уже два раза отказали в выезде. Скажи, что мне делать.
Я говорю: -Если ты хочешь уехать, сиди тихо. И ты уедешь.
Сергей Вульман. Кинопродюсер.

Но сидеть тихо Крамаров не умел. В мае 1981 года по радио “Голос Америки” трижды прозвучал текст письма, который Крамаров адресовал Рональду Рейгану. Как актер актеру.

Выезд немедленно разрешили. В заграницу он отправился один. Маша, которая прощала Савелию все, включая интрижки, не захотела покинуть Родину.

Тогда к разрыву многолетнего союза Савелий отнесся легкомысленно: значит, не судьба.

Американская карьера Савелия началась на удивление хорошо. Его сразу пригласили на роль агента КГБ в картине “Москва на Гудзоне”. И тут же приняли в актерский профсоюз. Почти неслыханная удача для иностранца.

Он выл воодушевлен тем, что может посещать синагогу, не вызывая непонимания и осуждения. Вскоре раввин предложил ему познакомиться с прихожанкой Мариной Зборовской. Свадьба состоялась совсем скоро, но брак продлился недолго.

С Мариной Зборовской

У Савелия и Марины родилась дочь Бася. Бенедикта, в честь мамы Савелия. Когда он произносил имя дочери, его глаза наполнялись детской радостью.

Марина была недовольна тем, что Крамаров слишком много внимания уделяет работе и мало помогает в быту. Они развелись. Разочарование в американском браке совпало с разочарованием в голливудской карьере. Ему вновь предлагали комические роли. А он-то даже свое косоглазие исправил.

С дочерью Басей

Добившись материального благополучия, невиданного для советских кинозвезд, в творческом плане Крамаров ощущал себя отброшенным на много ступеней назад.

Он все больше скучал по Родине, по друзьям и поклонникам. В 1992 году Савелий приехал в Москву. Когда он в первый раз после долгого отсутствия приехал в Россию, в Парке Царицыно открывался новый павильон. На торжественную церемонию собралась вся театральная элита Москвы.

Когда Крамаров появился в зале, мэр Лужков как раз говорил приветственную речь. Актер тихонько зашел через боковую дверь, и все присутствующие, словно по команде, повернулись к нему. От такого теплого приема на глазах выступили слезы.

Савелий Крамаров в 1992 году. Приезд в Москву

Как только Савелий оказался в Москве, Данелия тут же пригласил его в свой фильм “Настя”. А у Кокшенова актер сыграл одну из главных ролей.

Его печалило только одно: Мама не узнала, как благополучен ее рано осиротевший сын. В 1994 году, в свой второй приезд в Москву, Савелий решился на неординарный поступок.

Он захотел забрать прах матери с собой. Забрав урну, Савелий поставил ее возле своей кровати, чтобы засыпать и просыпаться, глядя на нее. Когда пришло время возвращаться в Америку, он взял урну с прахом матери с собой.

Со своей последней женой, которая оставалась с ним до последних дней, актер познакомился через общих друзей в Сан-Франциско. Вначале у них был телефонный роман. Опыт неудачного американского брака заставлял Савелия осторожничать. Рядом с Натальей, которая была моложе его на 20 лет, Савелий словно сам молодел.

В конце 1994 года Савелий и Наталья поженились. Крамаров был необычайно воодушевлен. Мечтал показать избраннице весь мир. И на шутки, что на это всей жизни не хватит, отвечал: "Я проживу 120 лет!"

Свадебная церемония Савелия Крамарова и Наталии Сирадзе. 1994 год

Но однажды утром сильно закололо в боку. Боль не проходила несколько дней. Актер отправился к врачу и услышал страшную правду. Он предполагал, что ему придется долго бороться, но стремительно сдавал. В конце апреля 1995-го Наталья, чтобы поддержать мужа, позвала в гости его друзей.

-Мы сидели до позднего вечера. Когда все уже разошлись, Савелий пошел к себе в спальню. Илюша Баскин вернулся к нему. Когда он вошел к нему, увидел, что Савелий лежал и плакал. Он понимал, что это последняя встреча.
Наталья Сирадзе. Вдова Крамарова.

На следующий день после этой встречи Савелий отправился в госпиталь. Врачи предрекали ему всего пять дней жизни. Он боролся сорок.

Каждый Новый год с Савелием Крамаровым

6 июня 1995 года. 19:30. Госпиталь в Сан-Франциско. Посмотрев на показания приборов, медсестра сказала его жене Наталье и другу Олегу Видову, что пришло время прощаться: "Подойдите. Скажите ему что-нибудь".

Жена подошла, поцеловала, погладила руку. Лицо Савелия, искаженное мукой страдания, неожиданно разгладилось, стало спокойным. Через несколько минут его сердце остановилось.

Актер Савелий Крамаров, быть может, и не подозревал, что достиг куда большего не за океаном, а на Родине. Актер, по сути, не сыгравший ни одной главной роли, оставил после себя бессмертную память.

Любимый салат Брежнева "Кремлёвская хряпа": готовится просто, а съедается моментально. Бюджетно и очень вкусно

  Любимый салат Брежнева "Кремлёвская хряпа": готовится просто, а съедается моментально. Бюджетно и очень вкусно Привет, друзья! С...

Популярные