"Вий". Чем дальше продвигались съёмки, тем неуютнее всем становилось

 

"Вий". Чем дальше продвигались съёмки, тем неуютнее всем становилось

Этот фильм посмотрели почти все. Даже дети, несмотря на возрастное ограничение. Щекочущее нервы предупреждение “до 16 лет” только подогревало интерес публики. Страшные эпизоды пересказывались, обрастали новыми подробностями и будоражили воображение. И школьники всеми правдами и неправдами пробирались в кинозалы.

Фильм “Вий” по повести Гоголя, вышедший на экраны осенью 1967 года, стал первым советским фильмом ужасов. Мистический сюжет если и был похож на сказку, то на сказку для взрослых. Страшно было не только зрителям во время просмотра.

Еще с самого начала работы фильм приобрел дурную славу. Ходили слухи, что он проклят. И слухи эти были не беспочвенными. Главных актеров меняли буквально на съемочной площадке. Режиссеров отстранили от работы в самый разгар съемок, а половину отснятого материала выбросили в мусорную корзину. Цепь роковых случайностей не закончилась и после выхода картины на экраны.

Леонид Куравлев был великолепен в роли Хомы

Актеры - люди суеверные. Играть смерть или заигрывать с нечистью, пусть и по сценарию фильма, готовы не все. Тем более если в основе сценария - повесть самого знаменитого мистика отечественной литературы.

Сам Николай Васильевич Гоголь был человеком глубоко религиозным. Но при этом увлекался чертовщиной и верил в существование нечистой силы.

И так получилось, что в год 50-летия Октябрьской революции на экраны страны вышла абсолютно не советская картина. В 60-е годы в Советском Союзе церковь была отделена от государства. Советский народ жил счастливо и не боялся чертовщины. И вдруг на экране появился “Вий”.

“Вий” 1967 года был не первой экранизацией повести русского классика. Незадолго до этого итальянский режиссер Марио Бава поставил по ней коммерческий фильм ужасов, что не могло пройти незамеченным для советского киноруководства.

“Вий” должен был стать ответом заграничным ремесленникам, замахнувшимся на наше литературное достояние. Госкино заявку на фильм о сверхъестественных силах одобрило. Ведь это же Гоголь - писатель первого ряда.

Идея создания фильма принадлежала директору киностудии “Мосфильм” Ивану Пырьеву. Человеком он был смелым, и никакая чертовщина остановить его не могла. Однако приступить к съемкам самому, в силу своей занятости Пырьеву никак не удавалось.

И тогда он решил доверить картину двум начинающим режиссерам: Георгию Кропачёву и Константину Ершову. На тот момент они заканчивали курсы сценаристов и режиссеров при Госкино. “Вий” стал для них дипломной работой. Это было большое событие. Дебютантам достался счастливый билет. Но в то же время это было огромной ответственностью.

Константин Ершов написал сценарий к фильму, а Георгию Кропачёву предстояло отвечать за художественную часть картины, ведь по своему первому образованию он был профессиональным художником. Друзья энергично взялись за дело и провели кинопробы.

Первоначально в роли Хомы Брута Ершов и Кропачёв видели Вячеслава Невинного.

Леонида Куравлева утвердил сам Иван Пырьев. Оказалось, что актер, который стал известен стране после выхода картины “Живет такой парень”, идеально вписывался в образ гоголевского героя.

Молодые режиссеры блестяще справились с подбором актеров. Но тут запустилась цепочка мистических совпадений. Первая заминка случилась с главной героиней.

В роли Панночки начала сниматься Александра Завьялова, которую выбрали из многочисленных претенденток. Но неожиданно актриса тяжело заболела. Долго ждали ее выздоровления, но она никак не могла оправиться. В итоге Завьялова отказалась от съемок. Пришлось срочно искать замену.

Свое согласие дала Жанна Болотова. Но ее постигла та же участь. Она тоже внезапно заболела. В съемочной группе стали шептаться, что с ролью явно что-то не так.

Александра Завьялова, Жанна Болотова, Наталья Варлей

В результате на роль Панночки пригласили Наталью Варлей. На тот момент молодая актриса была очень популярна. Фильм Гайдая “Кавказская пленница…” сделал ее всеобщей любимицей.

К тому же комсомолка и спортсменка в приметы тогда не верила.

Уже на следующий день после утверждения на роль, с Натальи Варлей сняли мерки. Но не для пошива костюмов, а для гроба, в котором ей предстояло летать.

Другую роль - старой ведьмы, и вовсе отказались играть все приглашенные актрисы. В результате режиссерам пришлось брать мужчину. Ведьму сыграл король эпизода Николай Кутузов. Правда, во время съемок он и сам натерпелся такого страха перед нечистой силой, что начал злоупотреблять алкоголем.

Николай Кутузов в роли ведьмы

Натурные съемки проходили на Западной Украине. И здесь создателей подстерегали вполне реалистичные трудности. Режиссеры никак не могли найти обычную хату, крытую снопами соломы. Тогда везде уже косили комбайнами.

И только в одной глухой деревне удалось отыскать мастера, который смог сжать солому серпом вручную и уложить снопы на крышу дедовским способом.

Массовку набрали быстро. Но когда объявили, что всех подстригут “под горшок”, ряды будущих бурсаков-семинаристов поредели. Остались те, кто был готов на жертвы во имя искусства.

Девушек нарядили в вышитые сорочки, некоторым выдали парики с длинными косами. Обувки не полагалось. Они должны были босиком отбеливать полотна на лугу.

Самую леденящую сцену фильма, где Панночка лежала в гробу, снимали в Храме Святого Георгия под Черниговом.

После Великой Отечественной войны церковь пришла в аварийное состояние и стояла без купола. Но режиссерам это не помешало. Они посчитали, что именно эта натура вписывается в гоголевский сюжет.

Молодые режиссеры, впервые получив возможность работать самостоятельно, снимали с энтузиазмом. Им удалось нагнать страх в самых обычных бытовых сценах, абсолютно без единого спецэффекта, играя только на зрительских ощущениях.

Но на “Мосфильме” после просмотра отснятого материала работой вчерашних выпускников остались недовольны. Иван Пырьев посчитал, что режиссерам явно не хватило мастерства. Ему хотелось бОльшей зрелищности.

Спасать ленту, на которую уже было затрачено много средств, Пырьев пригласил знаменитого советского режиссера Александра Птушко. За его плечами уже были сказки ”Садко”, “Илья Муромец”, “Руслан и Людмила”.

Птушко назначили художественным руководителем картины.

Птушко и Варлей за работой

Считается, что именно Птушко сделал картину страшной, хотя многие с этим не согласны. Но тогда Птушко, которому уже приходилось снимать морских царей, говорящие головы и летающих карликов, добавил в картину спецэффекты, кукол и анимацию.

Стал ли “Вий” от этого страшнее - вопрос спорный. Но персонажи, которых он создал вместе с гениальной художницей Сарой Мокель, действительно производили впечатление.

Александр Птушко заразил своей энергией всю съемочную группу. Заставил рабочих переделать уже отстроенные в павильонах “Мосфильма” декорации храма, в котором Хома должен был читать молитвы.

Церковь сделали покосившейся и ветхой. Ее изготовили из гнилых бревен и трухлявых досок. В бутафорском цехе из смол и полимерных нитей сплели несметное количество паутины. Кругом стояли вентиляторы, поддували ее, чтобы она колыхалась. Свечи заказывали в специальных церковных мастерских из воска и стеарина.

Чтобы выразительнее снять сцену падения люстры, бутафоры предварительно повесили множество мешочков с пылью.

Гробов для съемок фильма изготовили три. В первом Панночка лежала. Во втором летала. А третий был с закрытой крышкой. Его сделали в два раза меньше, чтобы легче было перемещать.

Александр Птушко, Георгий Кропачёв, Наталья Варлей, Леонид Куравлев

Создателям фильма пришлось хорошенько поломать голову. То, что Гоголь гениально написал, надо было не менее гениально изобразить на экране.

Над созданием Войска Вия трудились не одну неделю. Для контраста на съемки пригласили 10 лилипутов. Вампиров сделали вислоухими, упырей - трехносыми, вурдалаков - губастыми. И в этом заслуга художников. Ведь Гоголь особо не описывал персонажей.

На роль служителей Вия были также приглашены цирковые артисты, в числе которых были и карлики

В съемках второй ночи Хомы приняли участие настоящие вороны и филины. Всего 50 птиц. В свою очередь, на экранную нечисть наводил ужас петух, который был дрессированный. У него уже имелся опыт работы в Сказке о царе Салтане. Петух пел по команде в любой момент. Птушко собственными руками сколотил для него маленький макет плетня.

Кроме птиц, в картине работала и бригада черных кошек. Они выскакивали из-под ног бедного философа Хомы в самый неподходящий момент. На них еще надевали специальные шапки с рожками.

Были у Птушко и постоянные актеры-животные, которые кочевали с ним из фильма в фильм. Уникальный пес Мишка до этого озвучивал голоса животных: медведей и волков. В “Вий” ему досталась роль в кадре. Собака отчаянно оплакивает умершую Панночку.

Собака Мишка

На роли нечисти пришлось брать подготовленных спортсменов и циркачей. Всего 16 гимнастов. Тяжелые костюмы требовали недюжинной подготовки. И вот главный страшный персонаж - Вий. Костюм для чудища сделали из мешковины, а вместо рук приладили корни деревьев. Эту тяжесть носил на себе спортсмен-тяжелоатлет Сергей Степанов.

Чем дальше продвигались съемки, тем неуютнее всем становилось. Даже в бутафорскую церковь работники старались лишний раз не заходить. Чувство ужаса испытывал и каждый из создателей этой картины.

Наталья Варлей не раз признавалась, что пожалела о своей работе в фильме. Она считает, что именно тогда на нее стали обрушиваться неприятности. Первое случилось прямо на съемочной площадке. Актрису спас Леонид Куравлев.

За кадром

Когда она летела в гробу, она просто перевернулась. А ведь страховка была очень надежной. В основание гроба был вмонтирован механический кронштейн, к которому пристегивали актрису.

-Я ничего не сделал, как просто протянул руки. И в эти руки Наташа угодила, - вспоминал Леонид Куравлев.

Картину еще долго сопровождала дурная слава. Спустя какое-то время один за другим стали умирать люди, причастные к съемкам.

В 1971 году в возрасте 48 лет скончался актер Алексей Глазырин, сыгравший Сотника. После премьеры стал сильно болеть главный режиссер ленты Александр Птушко. Его не стало в 1973 году. Тогда же умер актер Степан Шкурат, сыгравший Явтуха. Спустя 2 года ушел из жизни оператор Федор Проворов. Затем второй режиссер ленты - Константин Ершов.

Конечно, все можно списать на совпадения.

Идут съемки фильма

В Советском Союзе “Вий” 1967 года потряс воображение зрителей. За год проката фильм собрал почти 33 миллиона рублей и занял 13 место в рейтинге.

Картину купили в девяти странах мира. Несмотря на все трудности и препятствия, все сложилось: и режиссерская работа, и актерская.

Даже сам Гоголь говорил, что его основная задача: выставить черта дураком. И в фильме это прекрасно передали. Поэтому этот фильм и хорош. Это не просто ужастик на сюжет, а нечто глубже.

У Натальи Варлей и Леонида Куравлева действительно получилось напугать зрителя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Сломлены и забыты? Как легенды советского кинематографа оказались в психлечебнице

  Сломлены и забыты? Как легенды советского кинематографа оказались в психлечебнице Юрий Белов Наталия Богунова Владимир Басов Невероятно та...

Популярные