Как снимали фильм "Вокзал для двоих": кадры со съёмок и 13 интересных фактов
«История любви, которая началась со скандала», так порой называют фильм Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих». Картина была основана на реальных событиях, но все же кое-что в ней было приукрашено.
Так или иначе, этот фильм очень любим зрителем, актерский состав более чем звездный, а сюжет заставляет не только смеяться, но и крепко задуматься о жизни. Сегодня мы узнаем, как проходил процесс съемок этой в чем-то грустной комедии.
1. В основу сценария фильма легли целых две реальные истории - поэта Ярослава Смелякова и композитора Михаила Таривердиева. Участником происшествия на дороге был Таривердиев, по одной из версий он уступил руль своей возлюбленной, актрисе Людмиле Максаковой, которая наехала на пешехода. Спасая любимую, композитор сел руль, взяв вину на себя. Начались судебные разбирательства, в итоге ему назначили срок 2 года, но так как следствие длилось ровно 2 года, Таривердиева освободили.
Но Максакова продолжала твердить, что за рулем находился именно композитор, хотя это было уже неважно. В начале 50-х поэт Смеляков по ложному обвинению отбывал наказание в лагере. Когда в 1953 году режим смягчился, поэта на сутки отпустили навестить товарищей по несчастью. Они жили на поселении в нескольких километрах от зоны. Наутро после застолья все дружно проспали час подъема. Друзья помогали поэту добраться до места отбывания, поддерживая с обеих сторон. В итоге так и родился сценарий фильма, который написал Эльдар Рязанов с давним приятелем Эмилем Брагинским.
2. Основой сюжетной завязки стал эпизод, когда пассажиры поезда обедают в вокзальном ресторане.
Такая традиция действительно была, но в 60-е годы. Затем во всех поездах дальнего следования появились вагоны - рестораны и такая необходимость исчезла. Но сценаристам эта традиция показалась интересной и они решили использовать такую сюжетную линию.
3. Участие Людмилы Гурченко в картине было просто необходимым. Рязанов много раз говорил, что без нее картина просто бы не состоялась.
Людмила Марковна играла не просто женщину окраин, а в какой-то степени была ее, ведь она точно знала, как устроена жизнь на периферии. Вся кипучая энергия актрисы была направлена на улучшение качества картины.
4. Олег Басилашвили, который исполнил роль Платона Рябинина, очень органично вжился в непростой образ своего экранного героя. На эту роль Басилашвили попал абсолютно без проб.
Так уж вышло, что после выхода картины «О бедном гусаре замолвите слово», Рязанов так растрогался, что пообещал актеру снимать его во всех своих работах. Актер не поверил и в шутку потребовал расписку, которую Рязанов тут же начертал. Это конечно, случай анекдотический, но тем не менее, имел место быть.
5. С помощью Олега Басилашвили в картину попала Ольга Волкова, которая сыграла официантку Виолетту, подругу главной героини. В молодости она очень часто слышала, что с такой внешностью в кино попасть невозможно. Но природное обаяние взяло верх и актриса является любимицей публики. Олег лично дал Рязанову рекомендации и Ольга Волкова получила небольшую, но запоминающуюся роль. Чтобы достоверно сыграть свою героиню, актриса очень внимательно присматривалась к работе официанток в ленинградском общепите.
6. Главным антагонистом Рябинина стал проводник Андрей, которого блестяще сыграл Никита Михалков. Этот «транспортный Фигаро» - великий труженик, который преуспел на ниве спекуляции. Михалков и Гурченко были добрыми друзьями.
Во время перерывов Никита Сергеевич развлекал Людмилу Марковну частушками и анекдотами, порой довольно скабрезными. Потасовка между Андреем и Платоном была очень эпичной. Михалкова обучал профессиональный самбист, постановщик трюков Ващилин. Правда, вместо Олега Басилашвили участвовал дублер.
7. Есть версия, что роль Андрея должен был играть Станислав Садальский, но Гурченко выступила против его кандидатуры, ссылаясь на разницу в возрасте. В итоге Станислав Юрьевич все же появился в кадре, образе забулдыги, который предлагает «шикарный карбюратор».
8. Весьма впечатляющей получилась сатирическая фигура дяди Миши в исполнении Нонны Мордюковой. К созданию ее интерьера авторы фильма отнеслись с большим юмором.
Чего там только не было! Даже видеомагнитофон, огромная редкость по тем временам, который позаимствовали на «Мосфильме».
9. В фильме звучит немало эстрадных композиций в исполнении Владимира Высоцкого, Аллы Пугачевой, Евгения Мартынова. А заглавная песня «Живем мы что-то без азарта» исполняется дважды - ее поет Людмила Гурченко и Александр Ширвиндт. Он сыграл роль вальяжного Шурика, ресторанного музыканта. Музыку к фильму написал композитор Андрей Петров, с которым Рязанова связывала многолетняя дружба и совместная работа над рядом картин.
Слова к заглавной песне Рязанов написал лично, но постеснялся представить их режиссеру, как свои собственные, отдав авторство другому поэту. Петров остался доволен стихами, а песня получилась просто потрясающей. К слову сказать, Рязанов лично сыграл крохотную роль заместителя начальника станции, но в титры не попал.
10. Маленькую роль жены Платона сыграла Алла Будницкая, но этого хватило, чтобы на нее обрушился шквал негодования от разгневанных зрителей. Все считали, что она несправедливо поступила со своим мужем.
Что самое интересное, Будницкая и Басилашвили ни разу на съемках не встречались.
11. Действие картины происходит в городе Заступинске, но на самом деле такого города нет на карте. В картине его роль исполняют сразу две столицы - Москва, где на Рижском вокзале снимали сцену в ресторане и Ленинград, Витебский и Московский вокзалы.
12. Тюремные съемки проходили в Подмосковье, в колонии для несовершеннолетних, а сцены свидания - в близлежащей деревне. За весь съемочный период Олег Басилашвили провел в колонии целых два месяца, вживаясь в роль. Один местный авторитет даже дал актеру несколько уроков, как должен выглядеть настоящий заключенный.
13. Премьера фильма состоялась в декабре 1982 года. В 1983 году картина вышла на широкий экран и заняла третье место в рейтинге, собрав более 35 миллионов зрителей. В том же году на кинофестивале лента получила главный приз, а Людмила Гурченко получила приз за лучшую женскую роль. Журнал «Советский экран» назвал комедию лучшим фильмом года. Этот фильм очень любил Юрий Андропов, генеральный секретарь ЦК КПСС, он лично распорядился, чтобы Людмиле Гурченко присвоили звание «Народной артистки РСФСР». Никита Михалков стал лучшим актером 1983 года, в него влюбилось чуть ли не все женское население страны после выхода «Вокзала для двоих».