Не хочу быть Шараповым. Советские актёры, отказавшиеся от культовых ролей

 

Не хочу быть Шараповым. Советские актёры, отказавшиеся от культовых ролей

   Олег Стриженов, Юрий Никулин, Евгений Герасимов, Маргарита Терехова, Анастасия Вертинская.

Каждый актер мечтает о роли, которая его прославит, и каждый же актер часто оказывается перед выбором — согласиться на предложение сняться в том или ином фильме или же предпочесть что-то другое. И любопытно, что от этого выбора часто зависит и судьба самой картины — с другим актером в главной роли она может получиться совсем иной, возможно, не столь популярной. Но и судьба актера тоже зависит от его интуиции — иначе можно лишиться тех ролей, которые гарантируют успех и известность. И не всегда эта интуиция срабатывает так, как надо.

Олег Стриженов — князь Болконский, «Война и мир»

В начале 1960-х Стриженов был одним из самых востребованных и популярных актеров советского кино. У него уже были сыграны роли в «Оводе», «Мексиканце», «Сорок первом» и «Хождении за три моря». Он одинаково хорошо играл и отрицательных, и положительных героев, а ещё Стриженов хорошо знал себе цену — рассказывали, что у него даже было что-то вроде райдера, которых для советских актеров как бы и не существовало. По одной из версий, именно понимание им своей популярности и привело к конфликту с Сергеем Бондарчуком, который тогда готовился снимать экранизацию «Войны и мира». Дело в том, что Стриженов нацеливался на роль князя Андрея Болконского, но режиссер пригласил его на пробы не сразу; актер всё же пришел, пробы прошел великолепно, был утвержден на роль... И отказался работать на проекте, сославшись на то, что не готов уделить ему несколько лет. Скандал, судя по всему, был страшный. Стриженова уговаривали все, вплоть до министра культуры Фурцевой — но он стоял на своём: «Не хочу!» В итоге Болконского в эпопее сыграл Вячеслав Тихонов, а вот как повлиял этот отказ на карьеру самого Стриженова — неизвестно. Он продолжал активно сниматься вплоть до середины семидесятых, да и потом без работы не сидел, хотя уже в нулевые появлялся на экранах считанное число раз. Скончался актер 9 февраля, на 96-м году жизни.

Юрий Никулин — Бунша/Грозный, «Иван Васильевич меняет профессию»

Никулин работал с Леонидом Гайдаем с самой первой его комедии — правда, в составе комического трио с Георгием Вициным и Евгением Моргуновым. Но от услуг Труса, Балбеса и Бывалого режиссер отказался после «Кавказской пленницы», а вот Никулина взял на главную роль в «Бриллиантовую руку». И сценарий комедии про то, как поменялись местами управдом Бунша и царь Иван Грозный, Гайдай тоже задумывал под популярного клоуна и актера — именно он должен был сыграть сразу две роли в экранизации пьесы Михаила Булгакова. Но Никулин отказался — по одной версии, потому что собирался с цирком на зарубежные гастроли, по другой — потому что не рискнул связываться с творчеством Булгакова, который в начале 1970-х ещё не был до конца разрешен. В итоге эти роли достались Юрию Яковлеву — и, пожалуй, сейчас сложно представить другого Буншу и другого царя Грозного. Кстати, из-за отказа Никулина не был приглашен на роль вора Милославского Андрей Миронов, который в паре с Яковлевым выглядел не так ярко; этого персонажа сыграл Леонид Куравлев.

Евгений Герасимов — Шарапов, «Место встречи изменить нельзя»

К концу 1970-х Герасимов был уже опытным и востребованным актером — он снимался с середины 60-х, сыграл полтора десятка ролей, но среди них не было прорывных. А потом ему одновременно предложили две роли в двух проектах, одним из которых был фильм Станислава Говорухина по роману братьев Вайнеров. Герасимов подумал — и отказался, предпочтя военную драму Михаила Пташука «Время выбрало нас». Выбор был сделан, судя по всему, из чувства долга — у Пташука актер уже начал сниматься, и подводить съемочную группу не хотел. Но потом Герасимов не раз сожалел, что не сыграл Шарапова, хотя за роль во «Времени...» он получил премию Ленинского комсомола.

Маргарита Терехова — Катерина, «Москва слезам не верит»

Идея Владимира Меньшова снять фильм по сценарию Валентина Черных особого восторга у коллег не вызвала — мол, начинающий режиссер (у него в активе был только подростковый «Розыгрыш») снимает очередную мелодраму, которых и так девать некуда. Поэтому и отношение многих звезд было понятным. Маргариту Терехову на роль Катерины Меньшов пригласил первой, но ей и сценарий не понравился, и героиня; она отказалась, сославшись на «предложение поинтереснее». Что это было за предложение, сейчас сказать сложно, но в 1980-м у Тереховой были главные роли сразу в нескольких фильмах, а самым громким из них оказалась «Благочестивая Марта» Яна Фрида, которая, впрочем, не смогла повторить успех «Собаки на сене». А вот «Москва слезам не верит» оказалась настоящим хитом — 84,4 млн зрителей за год и выигранный «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Впрочем, сейчас вряд ли можно представить Катерину в исполнении Тереховой, а не Веры Алентовой. Кстати, ещё одной отказавшейся от этой роли актрисой стала Ирина Купченко, но она громких заявлений не делала.

Анастасия Вертинская — Мэри Поппинс, «Мэри Поппинс, до свидания!»

Режиссёр Леонид Квинихидзе считался одним из лучших мастеров музыкальных фильмов — на его счету были «Соломенная шляпка», «Небесные ласточки», «31 июня». На главную роль в новом фильме по мотивам произведений британской писательницы Памелы Трэверс он сразу пригласил Анастасию Вертинскую — дочь известного певца и очень популярную актрису, ещё в юности сыгравшую в «Алых парусах» и в «Человеке-амфибии». Она согласилась, но по каким-то причинам ей вскоре всё перестало нравиться — начиная от сценария и героини до музыки и песен, написанных Максимом Дунаевским. Работать в такой обстановке было невозможно, так что Квинихидзе и Вертинская расстались, очень недовольные друг другом. Начались поиски новой исполнительницы роли Мэри Поппинс — и тогда Дунаевский предложил режиссеру попробовать свою тогдашнюю супругу, актрису Наталью Андрейченко. Опыта у Андрейченко тогда было поменьше, чем у Вертинской, но она успела отметиться фильмами «Сибириада» и «Военно-полевой роман», а заодно выполнила пожелание режиссера и сильно похудела за считанные недели. Сейчас именно эта Мэри Поппинс считается канонической у любителей советского кино, ну а какой она была бы в исполнении Вертинский — неизвестно. Возможно, такой же, как и Маргарита в фильме Юрия Кары десять лет спустя.

О ней мечтал даже Брежнев: как сложилась судьба советской Софи Лорен — Майи Менглет

 

О ней мечтал даже Брежнев: как сложилась судьба советской Софи Лорен — Майи Менглет

Заслуженная артистка РСФСР Майя Менглет не ожидала, что станет знаменитой сразу после выхода фильма «Дело было в Пенькове», учитывая, что до этого она не могла похвастаться большим количеством сыгранных ролей.

Но даже несмотря на свою необычную внешность, из-за которой ее называли советской Софи Лорен, она смогла вжиться в роль простой деревенской девушки и покорить сердца зрителей.

К несчастью, это была ее первая и последняя громкая роль. Она скончалась в возрасте 87 лет, столкнувшись с двумя ужасными предательствами, которые оставили след в ее душе.

Как Майе не позволили подняться на вершину славы и почему в старости она оказалась вдали от родины — подробнее читайте в материале 5-tv.ru.

Планировала стать моделью

Майя родилась 8 августа в 1935 году в Москве в интеллигентной семье артистов Георгия Менглета и Валентины Королевой. Периодически она ездила в Воронеж к родителям по линии отца. Время, проведенное с бабушкой и дедушкой, Майя до конца жизни вспоминала с теплотой.

-2

С малых лет Менглет жила в творческой среде. Родители брали ее с собой в театр, где девочка за всем наблюдала. В восемь лет она дебютировала в кино. Ее первой ролью была эпизодическая в фильме «Лермонтов», юную артистку даже тогда не указали в титрах.

Остальные актеры, смотря на Майю, говорили, что она пойдет по стопам родителей, но та все отрицала. С такой поразительной красотой Менглет долго время считала себя недостаточно привлекательной для сцены. Все равно долго игнорировать свое призвание Майя не могла.

В 1953 году она подала документы в Школу-студию МХАТ. Прошла конкурс в 150 человек на место и стала студенткой на курсе Василия Топоркова.


Одно время Майе даже предлагали работать в Доме моделей на Кузнецком мосту с последующей стажировкой в Англии. И она даже подумывала о том, чтобы сменить профессию. Отец, узнав о таком, ударил дочь по лицу. Он считал, что это измена своему призванию.

Звёздная роль

Знаменитой Майя стала, учась в институте. Она сыграла зоотехника Антонину Глечикову в картине режиссера Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове».


Изначально Ростоцкий хотел взять на роль свою жену Нину Меньшикову, но она забеременела, и выбор пал на Майю Менглет. Актриса приехала на пробы с чемоданом, села и тихо ждала своей очереди. Режиссер долго наблюдал за ней и понял, что никто лучше Антонину не сыграет.

К слову, его выбор одобрили далеко не многие. Критикам показалось странным, что режиссер утвердил на роль обычную студентку, да еще и такую скромную. Тем более у Майи слишком уточненная внешность для обычной жительницы деревни.

Сначала Менглет стеснялась, была нерешительной, но актеры отнеслись к ней с теплотой и охотно помогали. Некоторое время все артисты жили в деревне, одеваясь в простую одежду, чтобы лучше вжиться в роль.

В таких условиях вся съемочная группа стала одной большой семьей. Картина не только полюбилась зрителям, но и принесла Майе бешеную популярность.


Люди настолько прониклись отношениями Матвея и Антонины, что создателям целыми пачками приходили письма, в которых их умоляли написать продолжение, где герои будут вместе. Фотографии Майи раскупали в киосках. Девушки мечтали стать похожими на ее героиню и надевали береты «под Тоню».

А на международных кинофестивалях иностранцы кричали: «Советская Софи Лорен!» Красотой Менглет был поражен и сам Леонид Брежнев. Он не скрывал, что несколько раз смотрел фильм только ради того, чтобы снова увидеть Майю на экране. На одном мероприятии он даже пригласил актрису на танец.

Лицо не для советских фильмов

К сожалению, именно яркая внешность сыграла негативную роль в карьере Менглет. Еще в институте она вышла замуж за своего знакомого Станислава Коренева, а позже родила от него сына Алексея.


Отношения долго не просуществовали. Говорили, что всему виной мать мужчины, мол, она по неизвестной причине невзлюбила невестку и ссорилась с ней.

Станислав во всех конфликтах занимал сторону матери. Тогда Майя и ушла от мужа. Спустя время актриса познакомилась со своим вторым супругом, артистом Леонидом Сатановским, от которого она родила другого ребенка, Дмитрия.

По одной из версий, одновременно в Майю тогда влюбился один из высокопоставленных чиновников. Он настаивал на отношениях с ней, но получил категоричный отказ. Последующая месть от мужчины не заставила себя ждать.


Он стал мешать ей развиваться в карьере. И внес имя артистки в список, из-за которого кинорежиссеры Менглет практически перестали приглашать. Но другой причиной могло быть и то, что внешность Майи не подходила для советских экранов.

Предательство отца

К слову, с мнением своего отца актриса всегда считалась. Она была к нему гораздо ближе.

В школьные годы доверяла ему все свои секреты. И тем больнее для Майи стало то, что отец принял решение уйти из семьи, поскольку полюбил другую актрису Нину Архипову.


Поначалу Георгий жил на две семьи. Но вскоре не смог скрывать чувства и признался во всем жене. Для Майи поступок отца стал настоящим предательством.

С первой женой у мужчины получилось сохранить дружеские отношения. А дочь долгое время злилась на него. Когда он приходил повидаться, она запиралась в ванной и плакала. Ругала мать, потому что та могла ему и пуговицу пришить, и обедом накормить.

Еще сильнее Майя злилась, когда отец выпустил свои мемуары, где в основном писал о детях Нины Архиповой, а о своей дочери кратко упомянул учиненный скандал. Только спустя много лет Менглет смогла простить отца и нормально с ним поговорить.

Остались без работы

Театру имени Станиславского Менглет отдала больше 40 лет. В позднем возрасте играть на сцене становилось все сложнее, здоровье подводило. Но без выступления жизнь была не в радость. Несмотря на свою преданность, Майя и ее муж столкнулись с ужасным отношением.


Леонид готовился к премьере спектакля «Мещанин во дворянстве». Но на два дня слег с давлением. Руководству не хотелось терять выручку от продажи билетов, и вместо Сатановского был назначен другой человек.

Когда Майя пришла разбираться с директором, тот указал на дверь, ответив, если артистов что-то не устраивает, он на месте не держит. Тогда супруги и уволились.

Это было огромное разочарование, ведь из-за отсутствия ролей у Леонида началась депрессия, но простить руководство театра он был не готов. Даже когда предлагали снова вернуться.

Вдали от родины

Без основного заработка приходилось сложно. Тогда их сыновья, которые на тот момент уже жили в Австралии со своими семьями, пригласили родителей к себе.


В 2002 году Леонид и Майя переехали к детям. Сначала было непросто. Другая страна, культура. Да и на одних сыновей полагаться нельзя, у них своя жизнь.

Однако супругам повезло — их пригласила к себе труппа монреальского Русского драматического театра. В его составе они летали по всему миру.

В 2015 году Леонида не стало. Майя до конца жизни тосковала по мужу. Плакала и говорила, что не представляет себя без его чудесных романсов под гитару. Сама Менглет умерла 19 января в 2023 году.

Сколько лет героям фильма «Вокзал для двоих»?

 

Сколько лет героям фильма «Вокзал для двоих»?


Картина «Вокзал для двоих» — нестареющая классика отечественного кинематографа. В широкий прокат она вышла 11 февраля 1983 года.

  • Режиссер: Эльдар Рязанов
  • Авторы сценария: Эмиль Брагинский и Эльдар Рязанов
  • Оператор-постановщик: Вадим Алисов
  • Художник-постановщик: Александр Борисов
  • Композитор: Андрей Петров

Длительность фильма: около 2 часов 12 минут

О чем фильм «Вокзал для двоих»?

Солнечным летним днем скорый поезд Москва — Душанбе остановился на 20-минутную стоянку в городе Заступинск. Вместе с другими пассажирами пианист Платон Сергеевич Рябинин (Олег Басилашвили) отправился в привокзальный ресторан, чтобы пообедать. Там он встретил официантку Веру Нефедову (Людмила Гурченко), благодаря которой и закрутилась эта почти детективная история, повествующая о смертельной аварии, воровстве, предательстве и большой любви.

   За создание фильма режиссер удостоен Государственной премии СССР, а Людмила Гурченко — звания народной артистки СССР. Фото:  www.globallookpress.com

Отстав от своего поезда, Платон вынужден ночевать на вокзале, есть остатки с чужих столов, спекулировать дынями и драться. В итоге совершенно чужие друг другу люди из разных миров всего за пару дней становятся самыми близкими. И вот уже Вера представляется супругой женатого Платона, чтобы получить с ним свидание в колонии, где-то в заснеженной Сибири, и не бросает его, когда пианисту грозит обвинение в побеге.


Как снимался культовый фильм?

Свою роль в фильме «Вокзал для двоих» Олег Басилашвили комментирует со смешанными чувствами. Съемки давалась актеру тяжело, особенно во время романтических сцен с малознакомой ему на тот момент артисткой Гурченко (до «Вокзала для двоих» они не пересекались в работе). Басилашвили даже хотел отказаться от участия в картине. Ситуацию спасла сама Людмила Марковна. Она внесла правки в эпизод, где они должны были быть с партнером тет-а-тет. Новые диалоги подошли актеру по темпераменту. Позже Басилашвили сказал: «Люся переписала текст именно так, как я могу его произнести».


Роль официантки Веры была написана специально под Гурченко. После грандиозного успеха в «Карнавальной ночи» артистка смело взялась за роль скандальной официантки. Однако, по ее мнению, не Вера и Платон — главные герои «Вокзала на двоих», а железнодорожный вокзал, где их свела судьба.

Вот цитата из автобиографичной книги Людмилы Гурченко «Аплодисменты»: «Через всю картину в кадре два актера. Два актера? Обман зрения. За этими двумя огромная махина — Вокзал. Он главный персонаж фильма о любви. Этот "неодушевленный предмет" дышит, кипит, капризничает почище, чем самая несносная кинозвезда. У него свои планы, расписания, опоздания, свидания и расставания. И вот сейчас на этом вокзале произойдет двойное расставание — и кинематографическое в сцене, и человеческое за кадром. Все готово, и только нет поезда».

Кадры прибытия и отправления поездов снимали на Рижском вокзале Москвы, а ночевку Веры и Платона в зале ожидания, а также их разговор перед отъездом пианиста — на Витебском вокзале Санкт-Петербурга (бывший Ленинград).

Сколько лет было героям Олега Басилашвили и Людмилы Гурченко?

В сценарии фильма указывается, что Платону Рябинину было около 40 лет: «Это был мягкий, застенчивый человек лет сорока, а может, и больше. По его доверчивому лицу было понятно, что он не способен на неблаговидные поступки. Такой ни карьеры не сделает, ни уголовный кодекс не нарушит».


Возраст Верочки Нефедовой остался за кадром. Но она описывается, как «официантка с милым, но уже потрепанным жизнью лицом, которое украшали огромные отважные глазища». Можно предположить, что Вера и Платон были ровесниками. По книге у обоих были дочки (в  фильме у Веры сын, у Платона — дочь).

Во время съемок фильма Олегу Басилашвили было 48 лет, а Людмиле Гурченко — 47.

Любимый салат Брежнева "Кремлёвская хряпа": готовится просто, а съедается моментально. Бюджетно и очень вкусно

  Любимый салат Брежнева "Кремлёвская хряпа": готовится просто, а съедается моментально. Бюджетно и очень вкусно Привет, друзья! С...

Популярные