49 суток без еды: как дрейф советских солдат на барже в океане изумил весь мир

 

49 суток без еды: как дрейф советских солдат на барже в океане изумил весь мир

Экипаж Т-36 после спасения. фото:vk.com

60 лет назад, 17 января 1960 года, на Курилах случилось чрезвычайное происшествие, которое в корне изменило мнение американского народа о россиянах и сыграло огромную роль в потеплении отношений. Все были поражены не только мужеством советских солдат, которые 49 суток провели на сломанной барже в океане без еды, но и достоинством, с которым они себя вели и встретили спасение – такие люди не могут быть озверевшими врагами, как их расписывала пропаганда.

Баржа Т-36 на острове Итуруп на Южных Курилах служила плавучим причалом. Ее обслуживали четыре солдата – младший сержант Асхат Зиганшин и рядовые Анатолий Крючковский, Филипп Поплавский и Иван Федотов. Там же и жили – кубрик с четырьмя кроватями, печка и радиостанция.

По идее на зиму такие баржи вытаскивали на берег – с океаном шутки плохи, особенно морозным. А это время использовали для текущего ремонта. Так было и в тот год, в декабре баржа уже была на суше. Но в январе пришло сообщение, что ожидается еще один припозднившийся корабль с припасами и Т-36 спустили на воду вновь, а ее экипаж должен был помочь быстро разгрузить судно.

Т-36 относилась к самоходным баржам, на ней был двигатель, но от берега она могла отходить не более, чем на 300 метров и все ее «самоходство» изначально было предназначено лишь для передислокации. Для перевалочного пункта большего и не требовалось.

В ночь с 16 на 17 января стал подниматься ветер. Вначале он был не сильный, но к утру разыгрался настоящий шторм. Примерно в 9 утра оборвало тросы и баржу понесло в открытое море. Приближаться к берегу в таких условиях было смерти подобно – разнесло бы о камни. Судно и так получило повреждение, когда его сорвало.

Ребята хоть и носили общевойсковую форму, поскольку относились к гарнизону Итурупа, но все прошли морскую подготовку, младший сержант Зиганшин после призыва закончил восьмимесячную школу старшин-рулевых в Южно-Сахалинске, имел права на вождение маломерных судов. Крючковский и Поплавский были мотористами. И только Федотов недавно призвался и выполнял на судне роль помощника.

Как дрейфовала самоходная баржа Т-36. фото: wikipedia.org

Первые часы пытались бороться с 15-метровыми волнами – это размером почти с пятиэтажную «хрущевку». Старались держаться поближе к острову, чтобы, когда шторм утихнет, можно было вернуться к берегу. В этой борьбе израсходовали все топливо. Волны смыли за борт дрова для печки, снесло антенну рации, масло для двигателя. Температура воздуха – минус 18. При океанической влажности это чудовищный холод.

Когда шторм стих, то берега видно уже не было. Начали смотреть, что у них есть из припасов – полторы банки свиной тушенки, буханка хлеба, немного пшена и гороха, чуть больше килограмма свиного жира. Было еще два ведра картошки, но во время шторма они опрокинулись, и она вся оказалась в разлитом дизельном топливе. Но ничего, есть можно.

Запасы пресной воды тоже были уничтожены во время шторма, оставалось лишь полчайника. Но ребята были грамотные, сообразили, что в двигателе есть система охлаждения и там 120 литров воды. Ржавая, но для питья, когда больше ничего нет, сойдет.

Зиганшин сумел починить антенну и некоторое время пытались обнаружить хоть какие-то сигналы – сплошное молчание. Некоторое время не понимали почему, но в одной из газет, которую принесли незадолго до шторма прочитали, что до 15 февраля в их квадрате объявлена бесполетная зона в связи с испытаниями межконтинентальной баллистической ракеты. Судоходства по той же причине не было. Значит ждать помощи в ближайшее время не приходилось.


Но их все же искали, однако баржи так и не обнаружили – только вещи в воде, да масляные пятна. По этой причине решили, что баржа затонула, родным объявили, что солдаты пропали без вести при выполнении воинского долга. При этом за квартирами установили наблюдение – а вдруг дезертировали?

А солдаты тем временем пытались выжить. Они не сидели сложа руки, чинили пробоину, приходилось постоянно вычерпывать воду, поступавшую через нее, скалывали лед с бортов.

Питались похлебкой – одна ложка тушенки, пара картофелин, немного крупы. Такой рацион никак не восстанавливал силы. А вскоре закончились и эти продукты. Тогда стали варить все кожаное, что смогли найти. Вначале съели гармошку, а потом сапоги и ремни.

Теперь оставалось лишь ожидать конца от истощения. Договорились, что последний, кто останется в живых опишет все, что с ними случилось. Весь мир потом поражался – ни одной ссоры, ни одной попытки отобрать еду друг у друга.

Спасение пришло 7 марта. Летчики с американского авианосца «Кирсардж» заметили баржу в открытом океане и пришли в изумление – как такая посудина могла оказаться на полпути между Курилами и Гавайскими островами? Корабли немедленно выслали вертолеты.

Но дальше еще один шок. Младший сержант Зиганшин, который еле стоял на ногах, на предложение о помощи ответил, что у них все в порядке. И попросил лишь топлива и еды. А потом мол сами тихонько доберемся до дома. И только когда солдатам объяснили в какой точке океана находятся, согласились подняться на американский борт.

Медики осмотрели бойцов и ужаснулись, по их мнению, ребятам оставалось жить не просто несколько дней, а несколько часов. Их немедленно накормили бульоном. И опять изумление, помноженное на восхищение – ни один не накинулся на пищу. Ели чинно, с достоинством и чуть-чуть, поскольку понимали, что после длительной голодовки много нельзя.

Просили не бросать их баржу – все же казенное имущество, им вверенное. Шла Холодная война, а тут вероятный противник, и советские солдаты не очень понимали, как им себя вести. Им пообещали, что баржу подберет другое судно. Но в реальности ее почти сразу затопили, потому как представляла опасность для судоходства и это было сделано правильно.

О спасении моряков было немедленно поставлено в известность советское правительство. На родине вначале подумали, что это очередная американская провокация – они были мастера на такие дела и поводов так считать имелось предостаточно. Но очень быстро поняли, что это реальное спасение, а парнями уже восхищается весь мир.

В Сан-Франциско, куда доставили четверку, их встречал мэр с золотыми ключами от города. До них такой чести из русских удостоились лишь балерина Галина Уланова и Никита Хрущев. Там же был и представитель посольства СССР Александр Кардашев. Пресс-конференция собрала десятки журналистов, среди которых были и советские. Потом они будут следовать одна за другой, самый популярный вопрос: «Каковы на вкус сапоги?»

Советское правительство тоже повело себя очень благородно. Глава государства Никита Хрущев прислал ребятам приветственную телеграмму, министр обороны маршал Малиновский выразил благодарность командиру и экипажу авианосца «Кирсардж».


Солдат переправили в Нью-Йорк, при этом одеты они были в гражданские костюмы и в них оказались неотличимы от знаменитой Ливерпульской четверки из «Битлз». Что только прибавило шарма и обаяния советским парням. Все, и американцы. и русские. признавали – эти четверо сделали для потепления отношений между двумя странами больше, чем все дипломаты с обеих сторон.

На родину отправили на корабле, так как врач посольства запретила длительный перелет над океаном. А вот уже из Франции в Москву летели на Ту-104. На борту они вновь переоделись в солдатскую форму – ведь оставались действующими военнослужащими. В аэропорту их встречали толпы восторженных соотечественников с цветами. Зиганшин, Крючковский, Поплавский и Федотов были награждены орденами Красной Звезды.

10 развитых стран с холодными зимами без центрального отопления. Как там согреваются люди?

 

10 развитых стран с холодными зимами без центрального отопления. Как там согреваются люди?

Вы удивитесь, но даже в самых «развитых» странах многие люди живут без элементарных на наш взгляд удобств типа отопления. Вообще, за повсеместное центральное отопление нужно сказать «спасибо» Советскому Союзу. Именно тогда всё это было построено, в той политической системе это было удобно, хоть и очень спорно в плане экономичности и энергоэффективности.

Хотя, однозначный ответ тут дать сложно, потому что Россия — это самая холодная страна в мире и сравнивать нам себя не с кем. Климат у нас очень суровый, в отличие от той же Европы, в которой хоть и бывает холодно, но не настолько.

Но сегодня не о нас, а о них. Расскажу, как выживают бедолаги за бугром зимой, у которых и газ дорогой, и электричество приходится экономить, и дров нет, и центральным отоплением правительство обделило. Причём, если с Турцией всё понятно, там сильных морозов зимой не бывает, отапливаются все сплит-системами, то с такими северными странами как Канада, Финляндия, Норвегия, Германия не всё так очевидно. Греются там по-разному, в том числе и заявлениями европейских учёных, что температура в помещении выше 16―18 градусов крайне опасна для здоровья.

Какая-то крупинка истины в этом есть, но у меня сейчас в комнате +25 и две батареи из четырёх в квартире отключены. Если жарко, проветриваем, и на здоровье вроде не жалуемся.

Германия

Далеко не в каждом немецком доме есть централизованное отопление. Здесь предпочтение отдаётся индивидуальным для каждого многоквартирного дома системам (у нас сейчас така же мода пошла). Чаще всего в домах ставят тепловые насосы, значительно экономящие электроэнергию, и, одновременно, кондиционирующие воздух. Дополнительно, обеспеченные немцы могут поставить себе и отдельный обогреватель. Особенно поощряется государством получение тепловой энергии из возобновляемых источников типа солнечных панелей или ветровиков. Правда, это бьёт по карману, поэтому…

Около половины жилых домов и производственных помещений обогреваются газовыми конвекторами, ещё в пределах четверти ― масляными котлами. До 10% жителей Германии согревают свои частные дома гранульными котлами, а а долю солнечных батарей приходится всего 2% всех систем отопления.

-2

А ещё прагматичные и расчётливые немцы никогда не включают отопление во всём доме. Обычно они собирается в одной комнате и включают отопление только в ней. Если уходят, отключают.

Великобритания

В Англии центральное отопление кое-где есть, но далеко не повсеместно: власти страны не видят в нём особого смысла. В частных домах и квартирах большинства британцев установлены индивидуальные водонагреватели или газовые котлы, греющие воду для водопровода и теплоносители в радиаторах.

А вот температура в комнатах зависит лишь от экономности и личных привычек хозяев. Жители «Туманного Альбиона» не являются изнеженными созданиями, а потому +15 градусов в помещении зимой их вполне устраивает. Быт англичан настолько скромный, что в ванных комнатах и туалетах не устанавливают батареи, а краны для горячей и холодной воды ― отдельные.


Те же, кому слишком уж зябко, просто тепло одеваются, либо ставят бойлер, но также сверхэкономный. На каждом «домашнем» котле есть встроенный термостат с программным управлением и таймером. Например, если рабочий день у жильцов квартиры начинается в 8:00, то они ставят таймер на 6:40, чтобы к 7:00 проснуться и позавтракать в тепле. Вечером, после рабочего дня и похода по магазинам, ужинать англичане тоже будут в тепле, ведь бойлер включится минут за 15 до их возвращения. На ночь обогреватель тоже выключат, ведь под одеялом тепло.

Франция

Французы тоже греются не у радиатора центрального отопления. Из-за влияния Гольфстрима, температура в их стране крайне редко опускается ниже -5 градусов даже на северо-западе, потому и без отопления в большинстве регионов довольно-таки сносно и тепло.

В самых холодных районах есть общедомовые системы отопления, которые жильцы обычно устанавливают сообща (новые дома сдаются в эксплуатацию уже с такой системой), либо каждый ставит собственный бойлер. Обогрев при помощи электричества здесь экономически не выгоден, так как электричество дорожает с каждым годом. Поэтому в большинстве частных домов имеются камины: у кого-то небольшие, у других ― роскошные, оформленные «под старину».

Япония

На севере Японии центральное отопление есть: такую роскошь могут позволить себе жители острова Хоккайдо, где проживает всего 4―5% японского населения. Остальные жители греются каждый самостоятельно, но устанавливают в дома не обогреватели, а кондиционеры, работающие на обогрев. Кроме того, многие греются керосиновыми обогревателями, электроодеялами, электроковрами или греющимися столами под названием «котацу».

Обогревать целое помещение здесь очень дорого: примерно раза в четыре дороже, чем в России. Да и не просто: дома японцев изначально строятся без теплоизоляции, но с высокой воздухопроницаемостью, ведь летняя жара мешает им жить больше, чем зимний холод.

Норвегия и Исландия

Центральное отопление доступно не более чем 7% жителей Норвегии, а есть оно лишь в крупных городах. Монтаж отопительной системы, состоящей из тепловых насосов, весьма дорогой (климат-то холодный!), а потому строительство окупается лишь в районах с плотной застройкой. Подогрев воды в трубах выполняется преимущественно путём сжигания отходов деревообработки и прочих производств. Обогрев при помощи природного газа здесь собираются запретить в ближайшие годы.

Основным способом обогрева домов в Исландии является использование геотермальной энергии. Под землёй там расположено множество горячих источников, вода из которых может подаваться по трубам непосредственно в дания.

-4-4-4-4-4-4-4-4-4-4-4-4-4-4-4-4-4-4-4-4-4-4-4-4-4
-4

-4-4
-4
-4
-4
-4-4-4-4-4-4-4-4-4-4-4

Финляндия

Отопление в Финляндии дорогое, но эффективное и экологичное. Чтобы не замёрзнуть зимой, финны используют солнце, воздух и почву. Как именно? Если с солнечными батареями более или менее понятно, то с землёй ― не совсем. А дело в том, что в Финляндии есть скалы, накапливающие тепло летом, и отдающие ― в холодный период. Фактически геотермальные тепловые насосы, подведённые к домам, черпают энергию буквально из земли. Для этого под слоем грунта прокладываются трубы, наполненные спиртом. Система окупается максимум лет за семь. Обогрев при помощи камина здесь тоже популярен, хоть и менее экономичен.

Китай

В Китае центральное отопление есть разве что к северу от реки Янцзы, где особенно холодно. В остальных же районах применяют кондиционеры, дровяные или угольные «печки-буржуйки», а также электрические, керосиновые, масляные или газовые обогреватели. Тёплые полы и электроодеяла также идут в ход. А ещё в каждом промтоварном магазине можно приобрести индивидуальные «греющие пакеты», сохраняющие тепло до целых суток, а также согревающие пластыри и стельки.


США и Канада

Отопление в Северной Америке по большей части децентрализовано. В многоквартирных домах и крупных учреждениях установлены «греющие» кондиционеров, работающие на фреоне, и фанкойлы, в которых вместо фреона согревается вода. Частные дома обогреваются газовыми каминами и печами. Централизованное паровое отопление есть лишь в Нью-Йорке: система работает с 1882 года и обогревает до 80% жилых домов города.

Любимый салат Брежнева "Кремлёвская хряпа": готовится просто, а съедается моментально. Бюджетно и очень вкусно

  Любимый салат Брежнева "Кремлёвская хряпа": готовится просто, а съедается моментально. Бюджетно и очень вкусно Привет, друзья! С...

Популярные