Останкинская башня: почему она не может упасть

 

Останкинская башня: почему она не может упасть

Николаю Васильевичу Никитину пришлось почти 10 лет отстаивать свой проект строительства Останкинской башни. В 60-е мало кто верил, что бетонная 500-метровая махина способна выстоять на фундаменте, отлитом на глубине меньше 5 метров. Но Никитин уверял: его башня будет стоять до тех пор, пока не надоест.

Удачное место

К середине 50-х годов стало понятно, что старая телебашня на Шаболовке с растущими потребностями в распространении телевизионного сигнала не справляется. Задумались над строительством новой – современной и максимально высокой. Но окончательное решение задерживалось из-за заминки с выбором площадки.

Как писал в воспоминаниях сын Хрущева Сергей Никитич, отец предложил Черемушки. Строительство на возвышенности имело очевидные плюсы – от башни не потребуется чрезмерная высота, а значит, удастся сэкономить и время, и деньги. Комиссия Моссовета утвердила площадку в Черемушках, но когда начали копать котлован, поняли – место абсолютно не подходит. Грунт настолько слабый, что башня не выстоит. Рано или поздно сползет в Москву-реку.

Пришлось искать другие участки – более надежные, в низинах. В итоге стали выбирать между парком им. Дзержинского (бывшим Екатерининским) и Останкинским питомником. Хрущев проголосовал за второй вариант. На месте Останкинского питомника и решили строить новую телебашню.

«Плавающий» фундамент-монолит

Инженеры со всего Союза предложили десятки вариантов башен высотой до 500 метров. Но ни один из проектов не отличался оригинальностью. Это были традиционные мачты с многоярусными оттяжками или решетчатые конструкции из металла. Они напоминали ЛЭП, которые вряд ли можно считать украшением ландшафта. Только в начале 1958 года инженер Николай Никитин представил проект полукилометровой башни из напряженного железобетона. Тогда подобного никто в мире не строил. Прогрессивный и амбициозный проект Никитина выглядел заманчиво, ведь строить планировали не просто телебашню, а «фабрику телепрограмм».

Николай Васильевич Никитин еще со студенчества занимался проектированием конструкций из напряженного бетона. Его первой самостоятельной работой стало строительство новосибирского техникума-общежития на Красном проспекте. Тогда по чертежам Никитина на старом кирпичном заводе отливали железобетонные балки и опоры, которые сразу же увозили на стройплощадку. Так появилось 4-этажное здание техникума с необычным сборным каркасом из железобетона, который устанавливался на монолитном фундаменте.

Решать проблему постройки высотного здания на сложных грунтах Никитину приходилось не раз. В том числе – при проектировании Дома Студента на Ленинских горах. Уже тогда инженер окончательно убедился, что удержать здание на ползучих грунтах способно только нестандартное основание. Вот и сконструировал Николай Васильевич «плавающий» на бетонных понтонах-коробках фундамент.

Напряженный железобетон

При работе над проектом Дома Студентов Никитин решил сразу несколько архисложных задач. Он перенес давление с нижних этажей на верхние, чтобы распределить нагрузку по всему каркасу здания. А затем просчитал и внедрил еще одну смелую технологию – «подвешивать» перекрытия к дополнительным колоннам необычного крестового сечения, разворачивая их под углом к основной оси здания. Такое решение избавляло от необходимости делать температурные швы, которые осложняют эксплуатацию, снижают долговечность здания и повышают стоимость строительства. Никитинское соединение наземной части с фундаментом наделяло здание легкостью, позволяя ему как бы парить над землей.

Устанавливать высотные сооружения на напряженную железобетонную плиту Никитин впервые решился при проектировании здания-башни варшавского Дворца науки и культуры. Тогда он разработал необычный вариант фундамента – монолитную плиту с квадратным основанием на четырех угловых пилонах.

Спор «металлистов» и «бетонщиков»

При обсуждении проектов будущей телебашни мнения разделились. «Металлисты» призывали не рисковать, ведь никто в мире бетонных башен такой высоты не строил. Настаивали на установке стальной конструкции. Технология хорошо знакома – это был главный аргумент. Он, казалось, перевешивал доводы, что обслуживание башни выльется в копеечку, а сама она будет походить на железного монстра, широко расставившего железные ноги и нависающего над Москвой.

«Бетонщики» во главе с Никитиным выступали за башню из напряженного монолитного бетона – современного, дешевого и вечного материала, который требует минимум внимания в процессе эксплуатации. Вскоре весь мир перейдет на бетон, уверяли «бетонщики». А мы что – будем новаторами или поплетемся в хвосте? Вспоминали и про непрерывную чистку Эйфелевой башни от ржавчины, и про дороговизну проекта стальной конструкции.

«Металлисты» удивлялись – как же удастся «забросить» бетон на 500-метровую высоту? Да и не выстоит высоченная бетонная башня на фундаменте глубиной залегания 3,5 метра? А именно так Никитин планировал в первоначальных расчетах. Скептики вздыхали: даже для дымовых труб фундамент закладывают минимум на 5 метров. А тут – башня-небоскреб, которая каким-то чудом должна выстоять без характерного для высоток фундамента глубокого заложения. Никитин раскладывал бесконечные чертежи и расчеты и уверенно заявлял: моя башня не просто выстоит, а простоит как минимум 500 лет.

По воспоминаниям сына Хрущева, именно Никита Сергеевич поставил точку в споре. В 1960 году начали рыть котлован, но через год работы остановили. Опять возникли сомнения в прочности грунта, а также в том, выдержит ли «хлипкий» фундамент фантастическую нагрузку в тысячи тонн. Перепроверяли, пересчитывали, согласовывали еще почти 2 года.

Хотя Никитин был уверен в первоначальных расчетах, он согласился увеличить глубину залегания. По совету немецкого инженера Ф.Леонардта, спроектировавшего штутгартскую телебашню, количество опор с четырех довели до 10. Но высоту башни с первоначальных 505 «дорастили» за счет шпиля до 540 метров. Только в марте 1963 проект утвердили окончательно, возобновив работы на стройплощадке.

Шедевр инженерной мысли

При проектировании телебашни Николай Васильевич Никитин смело отходил от общепринятых мировых стандартов высотного строительства. Бытует легенда, что основные идеи проекта родились у инженера за одну ночь, а прообраз конструкции – перевернутая лилия – привиделся во сне.

Фундамент, который многим казался ненадежным, являлся важнейшей частью конструкции. На глубине менее 5 метров заливали не обычное основание, а десятиугольную монолитную плиту общим объемом 7,8 тысяч куб.м. Для армирования использовали более тысячи предварительно напряженных проволочных пучков.

Такому основанию был не страшен ни огромный вес бетонной конструкции, ни подвижные грунты. Ведь основную нагрузку принимал на себя не подземный фундамент, а так называемый «шлем» – надземное основание телебашни, которое является частью фундамента. Это решение Никитину тоже пришлось долго отстаивать. Он даже пошел на уступку – добавил к четырем опорам в «шлеме» еще шесть. И хотя башня частично утратила грацию и легкость, но все же не превратилась в бетонную воронку, на которой настаивали многие эксперты.

Стянутая не одним тросом

Предметом гордости Николая Никтина стали необычные опоры телебашни. Они напоминали «когти», которыми конструкция намертво «вцеплялась» в грунт. Натянутые стальные тросы заставляли опоры «цепляться» с такой силой, что давление бетонной конструкции не могло заставить их «расползтись». Даже если башня отклонится от центральной оси при ураганном ветре, «когти» с тросами заставят ее вернуться в безопасное положение. Кстати, именно натяжные тросы связывают воедино всю конструкцию – «шлем» основания и вырастающий из него стебель. Подобные технологии в вертикальном высотном строительстве до Никитина никто в мире не применял.

Тросы придают упругость и стойкость «стеблю» башни-цветка. Не позволяют ей сильно раскачиваться от ветра, а это было важнейшим условием. Ведь в противном случае конструкция не выполнит прямого назначения – не будет передавать четкий сигнал, а телезрителям придется смотреть на мигающие экраны и размытые изображения. Верность расчетов Никитина была подтверждена еще на этапе строительства. Когда в 1966 году вышли на отметку в 385 метров, завершив монолитную часть ствола, над Москвой поднялся сильнейшей ветер. Но при натяжке тросов во внутреннем стволе, которые предварительно смазали пушечным салом, башня замерла как вкопанная.

В расчетах Никитин заложил допустимую амплитуду колебаний ствола башни в 11,65 м. Но максимум в 3,5 метра зафиксировали в апреле 1971 года при сильнейшем урагане, который обрушился на Москву. Это дало уверенность, что Останкинская башня действительно будет стоять до тех пор, пока не надоест.

The post Останкинская башня: почему она не может упасть appeared first on Русская семерка.

Самый успешный советский автомобиль - ВАЗ-2106. Почему и за счёт чего именно он?

 

Самый успешный советский автомобиль - ВАЗ-2106. Почему и за счёт чего именно он?

Был ли ВАЗ-2106 самым удачным и успешным вариантом Жигулей. Наверное, если не самым успешным, то одним из самых удачных и популярных, это однозначно. Машину собирали с 1976 г и по 2004 г, 28 лет истории и запредельного спроса. Всего собрали больше 4 млн. экземпляров «шестерок», и это, без сомнения, была культовая машина. Да, именно обычная «шестерка», а не люксовая «семерка».

Как все гениальное, ВАЗ-2106 появился на свет, можно сказать, случайно, благодаря счастливому стечению обстоятельств

Волжский завод сделал несколько первоначальных проектных эскизов на машину, да отложил в долгоиграющую разработку на перспективу. Причем, «шестерку» реально проектировали по более шикарным стандартам, чем тройки. Как говорили конструкторы – душа просила сделать дизайн салона и экстерьера более комфортным.

А тут, как раз подоспел «Автоэкспорт», которому очень нужна была машина с нормальным салоном и кузовом, чтобы зарабатывать валюту «за бугром». Естественно, для любых экспортных поставок в СССР моментально включали «зеленый свет», работы пошли просто очень быстрыми темпами.

Сидения получили подголовники, торпедо и карты дверей отделали под дерево, лучшие грунтовки и краски, фонарики, подсветки и кресла невиданного уровня комфорта с боковой поддержкой. Мало того, для экспорта в Канаду разработали катализаторы и гидробуферы на бамперах, и еще с десяток очень полезной мелочевки. И машины брали. В ту же Канаду продали более 12 тыс. «шестерок». Чуть меньшими партиями продавали в Европу, и даже делали «праворульки» для Великобритании.

Правда, был один нюанс

-2

Первоначально на ВАЗ-2106 заложили установку мотора от Нивы на 80 л.с. и объемом 1,6 л. И с таким мотором «шестерка» небольшими партиями выпускалась вплоть до начала 80-х. И продавалась преимущественно на внутреннем рынке, но с более бедной комплектацией. Без фонариков и отделки под дерево.

Для экспорта это был неплохой мотор, но нужны были маломерки на 1,2 л и 1,3 л, и, в целом, ВАЗ-21063 и ВАЗ-21061 вплоть до 1980 г неплохо уходили на экспорт. А затем продажи встали из-за внешних обстоятельств. Теперь конвейер заработал на внутренний рынок СССР. Правда, требования к машинам смягчили на порядок, убрали лишние детали интерьера, чтобы сделать машину дешевле.

Благодаря экспортным поставкам, высокому качеству сборки, спрос на «шестерки» был просто запредельный. Вплоть до того, что на черном рынке переплачивали 30-40% официальной стоимости новой машины. До 1985 г ВАЗ-2106 был своего рода аналогом «мерседеса для бедных». На «шестерках» катались начальники средней руки, заведующие важными государственными конторами, доценты и главврачи больниц.

Но был ещё один фактор, повлиявший на успех «шестерки»


Это двигатель от Нивы на 80 л.с. Первые экземпляры ВАЗ-2106 с мотором 1,6 л были просто «ракетами» на дороге. Разница в 15-20 л.с. для легких Жигулей была ощутимой. Даже те «шестерки», которые комплектовались слабыми моторами на 69 л.с. и 77 л.с., они все равно пользовались стабильно высоким спросом. Даже при том, что на дорогах уже появились «тройки» и «семерки».

На спортивной ВАЗ-2106, правда, перелицованной под «тройку», выступали и советские гонщики. Легендарный Стасис Брундза и его штурман Арвидас Гирдаускас вошли в шестерку лучших на гонке «Акрополис» в 1976 году. А это, на минуточку, настоящее ралли по меловым горам Греции, очень сложное для легковых авто, с многочисленными каменистыми дорогами, осыпями и щебнем.

Надо сказать, что вплоть до «распада» СССР, репутация «шестерки» в стране была очень высокой. Она превратилась в статусный автомобиль, даже в легенду Волжского автозавода. Кончено, знал о ней и главный автолюбитель страны – Генсек Леонид Брежнев. Как-то на ВАЗе прознали о возможном рабочем визите Брежнева. И даже сделали свой вариант «шестерки» для генсека. С салоном от семерки. Планировалось подарить машину во время визита, но все сорвалось. А люксовый вариант «шестерки» бесследно исчез, растворился в одной из многочисленных делегациях и комиссиях.


Машину в самой простой комплектации делали в Ижевске вплоть до 2004 г. Причем покупатели были, и вполне можно было делать авто и дальше, но экономическая ситуация распорядилась по-иному. Просто машина забирала себе некоторую часть потенциальных покупателей «десяток» только что появившихся на рынке иномарок.

Пять минут хорошего настроения

 

Пять минут хорошего настроения

Картинка из сети

Муж приехал из командировки на два дня раньше, открыл ключом дверь и сделал шаг от любви до ненависти.

******************************************************************************************

- Зачем, когда учишь английский, заставляют учить неправильные глаголы?! Вы мне сразу не можете дать правильные, что ли?

******************************************************************************************

Сеть "Мегафон" - ну очень сильный фон.

******************************************************************************************

— И почему здоровье нынешних мужчин хуже, чем раньше?

— Магазины на каждом шагу, за пузырем приходится пробегать значительно меньше.

******************************************************************************************

Он был невезучим настолько, что даже в туалетной бумаге с ароматом персика ему попадались косточки.

******************************************************************************************

Каждая буханка хлеба - это трагическая история зерен, которые могли бы стать водкой, но не стали...

******************************************************************************************

Сын надевает резиновые сапоги. Мама ему говорит:

— На улице сухо, грязи и луж нет.

— А я найду, — весело отвечает он.

******************************************************************************************

От ненаглядного до ненавидимого только один шаг. Шаг налево.

******************************************************************************************

Термин "черепная коробка" создал человек ничего не смыслящий в геометрии.

******************************************************************************************

Баян.

- А как я вас узнаю на первом свидании?

- Я буду в фате и с вещами!

******************************************************************************************

Вообще, у меня отличная память на имена, просто я не помню какое из них твоё.

******************************************************************************************

Баян про Вовочку.

Вовочка подходит к врачу и спрашивает:

— Дядя доктор, а семилетняя девочка может забеременеть?

— Нет.

— Шантажистка!

******************************************************************************************

Численность населения Земли за 20 лет увеличилась с пяти миллиардов до семи.

— Это из-за нелегалов!

******************************************************************************************

— Я в свое время смотрел "Синьор Робинзон". И я знаю, как должна выглядеть Черная Пятница!

******************************************************************************************

В школе:

— Дети, приведите пример употребления выражения "к счастью"

Вовочка:

— Бандиты напали на прохожего и убили его. К счастью он не взял с собой денег.

******************************************************************************************

Слоган.

Авиакомпания "Победа": для тех, кто победнее.

******************************************************************************************

Не хватает уверенности в завтрашнем дне?

Хотя возможно сегодняшнее дно скоро будет казаться потолком по сравнению с завтрашним дном.

******************************************************************************************

- Я тебе никогда не врал! Преувеличивал, недоговаривал, лукавил, уходил от ответа, притворялся, фантазировал, это да! Но врать, никогда!

******************************************************************************************

С того дня, как ты оформишь кредит, тебе никто больше не страшен на районе, потому что с тобой теперь - вся команда ВТБ!

******************************************************************************************

— Почему ты плачешь?

— Мама сказала папе, что он козел, а папа ответил маме, что она корова.

— Hу и что?

— А кто же тогда я?

******************************************************************************************

А вы в курсе, что супружескую верность выносят рогами вперед?

******************************************************************************************

Адвокат — клиенту:

— У меня для вас пара новостей.

— Начинайте с хорошей.

— Постараюсь. Многие знаменитости сидели: Денни Трехо — 11 лет, Уэсли Снайпс — 3 года, Михаил Ефремов до сих пор сидит.

******************************************************************************************

Пушкин говорит Арине Родионовне: «Няня, принеси-ка мне водочки». — «Так ведь выпили же всю вчера». — «Опять ты мне будешь сказки рассказывать!»

******************************************************************************************

Пожилая пара на корабле.

— Непонятно, зачем в круиз с нами поехали матросы? Загорать они толком не загорали, пить толком не пили, а в шоу и конкурсах вообще не участвовали!

*****************************************************************************************

Учитель (на родительском собрании):

— Ваш сын не только ведет себя хуже всех, но ещё он при этом практически не пропускает ни одного урока!

******************************************************************************************

- Наши ребята работают за двоих.

- А сколько вас?

- Десять.

- И что, каждый за двоих?

- Нет, вся бригада.

******************************************************************************************

Сегодня был очень продуктивный день! Я съел очень много продуктов.

******************************************************************************************

Я очень люблю порядок, поэтому всегда ставлю чашку кофе на кофейный след от предыдущей чашки.

******************************************************************************************

- Мама, ну когда же ты наконец поймешь, что мне уже не 15 лет, а 16?!

******************************************************************************************

Когда бывалого зека спросили, может ли он назвать пять самых счастливых лет в своей жизни, он ответил:

— Конечно, это когда я учился в первом классе.

******************************************************************************************

Поймал немой золотую рыбку. Та говорит ему:

- Отпусти, любое желание исполню!

Мужик в ответ чертит в воздухе ромб и высовывает язык.

Рыбка:

- Мороженое?

Мужик мычит, вращает головой и опять чертит ромб и высовывает язык.

Рыбка:

- Может денег?

Мужик опять мычит, вращает головой и опять чертит ромб и высовывает

язык.

Рыбка:

- "Рено" в лизинг, что ли?

Любимый салат Брежнева "Кремлёвская хряпа": готовится просто, а съедается моментально. Бюджетно и очень вкусно

  Любимый салат Брежнева "Кремлёвская хряпа": готовится просто, а съедается моментально. Бюджетно и очень вкусно Привет, друзья! С...

Популярные