Правильная работа с текстом эффективнее бессмысленной зубрёжки.
В чём суть метода
Чтобы информацию было легче вспомнить в нужный момент, необходимо изначально правильно её структурировать и связать с уже имеющимися у вас знаниями. Важно также как можно чаще возвращаться к материалу, используя его на практике.
Тратьте только 50% времени на изучение информации, а другие 50% — на её обработку.
Чтобы запомнить информацию из книги, недостаточно просто прочитать её целиком. И даже повторить дважды или трижды. Поэтому не тратьте время зря и не пытайтесь осилить всё за один день.
Прочитайте несколько глав, а остальное время отведите на то, чтобы пересказать их и обсудить с кем-то или просто записать ключевые мысли, которые вы узнали. Так вы запомните прочитанное куда лучше.
Почему это работает
Согласно исследованиюA rebuttal of NTL Institute’s learning pyramid, учащиеся запоминают около 90% информации, если сразу находят ей применение или объясняют кому-то другому.
Так происходит потому, что для этого приходится напрячь мозги, обдумать материал и переформулировать его.
Американский журналист и публицист Дэниел Койл в своей книге рассказывает, что люди, которые читают десять страниц, а потом закрывают книгу и составляют резюме прочитанного, запоминают в долгосрочной перспективе на 50% больше материала, чем те, кто читает одни и те же 10 страниц четыре раза подряд и просто пытается запомнить их.
Всё дело в усилиях: чем их больше при работе с информацией, тем лучше проходит процесс обучения. Поверхностное чтение и простое повторение практически ничего не требуют от вас. А чтобы сделать записи или пересказ, нужно выявить ключевые моменты, обработать и упорядочить их.
Как применять метод 50/50
Делайте конспекты
Каждый раз, когда узнаете что-то новое, прочитаете главу хорошей книги или прослушаете важную лекцию, уделите минутку и запишите ключевые идеи.
Ещё лучше — заставлять себя делать заметки непосредственно в процессе обучения.
Снова возвращаясь к изученному, вы прерываете процесс забывания и помогаете мозгу закрепить новую информацию. Психологи называют это эффектом тестирования.
Чтобы обучение было ещё эффективнее, делайте заметки с помощью ручки и бумаги. Учёные утверждаютThe Pen Is Mightier Than the Keyboard: Advantages of Longhand Over Laptop Note Taking, что это создаёт более сильную когнитивную связь с изучаемым материалом, по сравнению с использованием клавиатуры. Причина в том, что мы печатаем слишком быстро и мозг не успевает усваивать информацию. И пусть от руки мы пишем медленнее, зато запоминаем больше и лучше.
Объясняйте материал другим
Не переживайте, если сами ещё мало разбираетесь в теме, и не думайте, скольким людям вы должны её пересказать. Это вообще неважно. Главное — сосредоточиться на том, что вы изучаете, и на том, как вы можете поделиться этим с другими.
Можно начать вести блог и записывать в нём новые идеи, которые вы узнали. Попробуйте записывать подкасты или создавать видео и делиться своими знаниями на YouTube. Вы увидите прогресс независимо от того, есть ли у вас читатели и слушатели.
У этого подхода много общего с техникой американского физика Ричарда Фейнмана. Он известен своим умением популярно объяснять сложные темы вроде квантовой физики. Его способ обучения как раз и заключается в том, чтобы передавать знания другим людям максимально простым языком. Так можно быстро выявить пробелы и увидеть, чего вы сами ещё не поняли. Другими словами, вы учите других ради себя.